Южная Корея: отказ от угольной и атомной энергетики

Южная Корея, энергетика, АЭС, угольная энергетика, ВИЭ

С приходом к власти нового южнокорейского президента Мун Джэина в стране началась масштабная энергетическая трансформация, которая была обещана еще во время предвыборной компании новоизбранного руководителя государства.

В двух словах, этот энергетический поворот, который в западной прессе так и называется «energy U-turn», сводится к отказу от угольной и атомной энергетики, взамен которых будут ускоренно развиваться газовая генерация и возобновляемые источники энергии (ВИЭ).

Посмотрим на программу нового южнокорейского правительства внимательнее.

В настоящее время угольные и атомные электростанции производят порядка 70% южнокорейского электричества. Это колоссальные объемы энергии, если учесть, что Южная Корея – одна из крупнейших мировых экономик и 4-я экономика Азии.

Атомная энергетика является не только крупным генератором электроэнергии в стране (по объемам выработки Южная Корея входит в «большую пятерку» ведущих мировых ядерных держав), но и важной составной частью корейской экономики. Южная Корея – одна из нескольких стран, экспортирующих технологии мирного атома.

В стране действуют 25 атомных реакторов, которые обеспечивают примерно 30% потребностей страны в электроэнергии.

Уже остановлена одна из этих 25-ти, старейшая в Южной Корее (запущена в 1978 году) атомная электростанция Kori 1. Её демонтаж займет 15 лет и будет стоить почти $600 млн. На церемонии по случаю закрытия объекта присутствовал президент Мун Джэин, который заявил, что «мы отменим нашу ядерную энергетическую политику и двинемся к безъядерной эпохе».

Как будет происходить этот энергетический поворот?

Во-первых, приостановлено строительство двух новых атомных энергоблоков (в то же время почти достроенная атомная электростанция Шин-Ханул-2 будет введена в эксплуатацию в 2019 с плановым сроком службы 60 лет).

Во-вторых, принудительно закрывать атомные электростанции не станут. Речь идет о том, что регуляторы не будут продлевать срок службы действующих атомных электростанций, и они будут выбывать из эксплуатации по мере старения.

Таким образом, выход из атомной энергетики растянется на 60 лет.

Отказ от мирного атома обосновывается экологическими соображениями и высокой сейсмической опасностью в стране.

Угольная энергетика еще более значима с точки зрения объемов производства электроэнергии. В Южной Корее действуют 59 угольных электростанций, которые вырабатывают 40% потребляемого электричества.

В то же время уход от угля будет происходить решительней и быстрее. Президент Мун Джэин обещает, что за время его президентского срока (2017-2022) будут закрыты все угольные электростанции, которые старше 30 лет. К 2030 году доля угольной генерации в выработке электроэнергии должна сократиться с нынешних сорока до 21,8%, а объем выбросов в секторе — снизиться на 50%.

Новые угольные электростанции строиться не будут, а оставшиеся должны быть модернизированы для соответствия более высоким требованиям эффективности.

В данном случае правительство Южной Кореи руководствуется экологическими и климатическими соображениями. Проблема загрязнения воздуха в стране стоит весьма остро. При сохранении действующей структуры генерации она может превратиться в одно из самых неблагополучных в экологическом плане государств.

Что взамен?

Доля природного газа в структуре выработки электроэнергии к 2030 году должна вырасти с сегодняшних 18% до 27%, а возобновляемых источников энергии (ВИЭ) – с 5% до 20% к тому же сроку.

Южная Корея импортирует природный газ, который доставляется в страну морским путём (СПГ). По информации Korea Electric Power Corp (KEPCO), которую приводит Reuters, стоимость киловатт-часа, вырабатываемого газовыми электростанциями ($0,1160), сегодня на 40% выше, чем в угольной генерации, и в два раза, чем в атомной (следует иметь в виду, что речь идет о старых, то есть амортизированных атомных электростанциях). Впрочем, на цену газовой генерации влияют импортные тарифы на газ (которых нет у угольной и атомной энергетики). Отмечается, что в результате снижения тарифов и увеличения КИУМ газовых электростанций цена газового электричества может быть снижена.

Да, безусловно, энергетическая трансформация может привести к повышению расходов на энергию, которые несет общество (экономика, потребители). В связи с этим президент Мун Джэин отмечает: «Раньше мы рассматривали в качестве приоритета дешевое производство энергии, ставя на второстепенное место жизнь и безопасность общества. Пришло время меняться».

renen.ru

Facebook Comments

Добавить комментарий