«Грязное» топливо: во что обойдется Казахстану отказ от угольной энергетики

Угольная энергетика с каждым днем притесняется все сильнее. Статьи экологов в высокорейтинговых научных журналах заявляют, что уголь больше всех виноват в загрязнении воздуха, деградации окружающей среды, стихийных бедствиях и экстремальных погодных явлениях.

Научный опыт в Нур-Султане и Алматы

29 января 2020 года в научном журнале «Atmospheric Pollution Research» было опубликовано одно любопытное исследование. Суть его в следующем: в октябре-ноябре 2017 года ученые сели в такси с закрытыми окнами и проехали по некоторым автобусным маршрутам в Нур-Султане. Задача исследователей была – измерить массовую концентрацию CO (угарный газ), CO2 (углекислый газ) и PM1, PM2.5, PM4 и PM10 (мелкодисперсных частиц).

В результате опыта ученые установили, что концентрация угарного газа в столице соответствует стандартам Европейской комиссии и EPA, а вот концентрации PM в старой части города превышают допустимые нормы.

«На конечной остановке маршрута № 53 в старой части города массовая концентрация PM2.5 резко увеличивалась до 258 мкг/м3. Причем данный рост наблюдался во время поездок, как в прямом, так и в и обратном направлении», – говорится в научной работе.

Причину загрязненного воздуха исследователи объяснили наличием двух угольных электростанций в том районе.

Другое исследование ученых, опубликованное в журнале Talanta четыре года назад, утверждает, что в Алматы основной источник BTEX (смесь бензола, толуола и трех изомеров ксилола) не связан с автомобильными выхлопами, а с большой долей вероятности является «продуктом» электростанции и отопления в жилых домах, большинство из которых используют уголь в качестве топлива.

Подобных исследований с каждым днем становится все больше. Уголь, который привел к экономическому процветанию ряда стран, теперь называют «грязным». Из экологических соображений ведущие экономики одна за другой принимают решения о прекращении использования угля в энергетике. Целевой показатель, установленный Брюсселем, заключается в прекращении производства электроэнергии на угле к 2030 году.

Экономика или экология

По данным Kazgeology, в угольной промышленности Казахстана занято около 28 200 человек (в отрасли работают 83 малых, 12 крупных и средних предприятий). Угледобыча ведется в трех регионах: в Карагандинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской областях. Около 70% электроэнергии в стране вырабатывается с использованием угля. Страна занимает восьмое место в мире по объему доказанных запасов угля (25,6 млрд тонн, согласно статистике BP Statistical Review of World Energy, June 2017. – Прим.) и десятое по объему производства (102,4 млн тонн). Вклад в ВВП составляет порядка 1,5%. По данным energyprom.kz за 12 месяцев 2019 года в Казахстане добыли угля и лигнита на 360,1 млрд тенге. По оценке мониторингового агентства, в 2019 году спрос на казахстанский уголь сократится на 2%.

Все эти цифры, в общем-то, говорят, что республика пока не готова отказаться от угольной энергетики, а если сделает это, то заплатить за такой вклад в решение проблемы глобального потепления придется большой ценой.

К примеру, требование экологов перевести алматинскую ТЭЦ-2 с угля на газ, по мнению представителей отрасли, обойдется дорого и приведет к повышению тарифов для населения примерно в два раза. Кроме того, на Urban Forum, проходившем осенью 2019 года в Алматы, специалисты заявили, что в городе нет такого количества газа, чтобы отказаться от угля.

Такая ситуация характерна не только для Алматы. Угольная промышленность – одна из самых крупных отраслей экономики Казахстана. Именно из-за экономической выгоды уголь приводит в действие большинство электростанций в стране. Без доступной угольной энергии уровень жизни казахстанцев станет значительно ниже. Не нужно быть великим экономистом, чтобы это понять. На каждый товар и услугу влияют цены на энергоносители: вырастут тарифы на горячую воду, тепло и энергию – вырастут цены на товары и услуги. Это станет фактором, сдерживающим рост экономики и уровень жизни населения. Не просто так все чаще звучат призывы экономить на всем, покупать качественные вещи и носить их годами, а потом передавать по наследству.

Давление ради сокращения

Вытеснение угля из энергетики – общемировая тенденция. Получить инвестиции производству, в той или иной степени связанному с углем, уже практически невозможно. А страховщики отказываются страховать угольную промышленность. По данным The Guardian, 35 крупнейших страховых компаний мира заявили, что не будут больше страховать угольное производство, которое является крупнейшим источником изменения климата. Как уточняет издание, большинство угольных проектов не могут быть профинансированы, построены или эксплуатироваться без страховки.

Из-за того что немецкий конгломерат Siemens не отказался от контракта на угольную шахту в Австралии, экоактивисты провели акции протеста перед зданиями компании по меньшей мере в нескольких городах. Об этом пишет Financial Times.

Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон, заявивший, что не сделает «безрассудных» сокращений в угольной промышленности, также столкнулся с негативной реакцией. «Многие австралийцы обвинили его правительство в бездействии по поводу глобального потепления, причем критика усилилась, поскольку летняя жара побила рекорды по всей стране и усугубила пожары», – сообщает BBC News.

Казахстан также сталкивается с большим давлением в плане сокращения выбросов CO2 и экологического развития.

2 августа 2016 года Казахстан подписал Парижское соглашение по изменению климата, взяв на себя обязательства в решении проблемы глобального изменения климата, конечно, на местном уровне. К 2030 году наше развивающееся государство обязалось сократить выбросы парниковых газов на 15%. Страна должна развивать возобновляемые источники энергии для достижения «зеленой экономики», чтобы выполнить условия соглашения и сделать воздух чище, а климат не таким жарким.

Читайте по теме. Дороже всего уголь в Казахстане обходится жителям Уральска и Кызылорды

inbusiness.kz

Facebook Comments