У Германии скоро будет четыре СПГ-терминала

ФРГ форсирует процесс отказа от газа из России и арендовала плавучие регазификационные установки. В Вильгельмсхафене проект компании Uniper может войти в строй еще в 2022 году.

«Не было ни гроша, да вдруг алтын». Эта русская пословица как нельзя лучше подходит к описанию ситуации с терминалами по приему сжиженного природного газа (СПГ) в Германии. До вторжения России в Украину ФРГ была единственной крупной страной ЕС, не имеющей собственной инфраструктуры для приема танкеров с СПГ и его последующей регазификации. Теперь их будет четыре.

СПГ-проект в Вильгельмсхафене реализует давний партнер «Газпрома» Uniper

Причем два из них должны войти в строй уже предстоящей зимой — в конце 2022 года или в самом начале 2023-го. На это очень рассчитывает вице-канцлер, министр экономики и защиты климата ФРГ Роберт Хабек, сосредоточившийся сейчас на скорейшем снижении зависимости Германии от российских энергоносителей. 5 мая он приехал в порт Вильгельмсхафена на Северном море, чтобы торжественно дать старт строительству первого немецкого СПГ-терминала.

Вильгельмсхафен — самый глубоководный немецкий порт, сюда могут заходить крупнейшие океанские суда и танкеры. Это главный немецкий нефтяной порт, отсюда идут нефтепроводы к нескольким западногерманским НПЗ. А примерно в 25-ти километрах от города находится одно из самых мощных в ФРГ и в ЕС подземных хранилищ газа (ПХГ) Etzel, соединенное тремя трубопроводами с газотранспортными системами Германии и Нидерландов.

Поэтому немецкая энергетическая компания Uniper, один из операторов ПХГ Etzel (и давний партнер «Газпрома»), решила реализовать свой СПГ-проект стоимостью в 65 млн евро именно в Вильгельмсхафене. Для этого необходимо, с одной стороны, создать береговую инфраструктуру — расширить и модернизировать тот причал, где будет пришвартовано судно с регазификационной установкой (FSRU). Подобный плавучий приемный СПГ-терминал, к примеру, действует с 2014 года в Клайпеде, обеспечивая газом не только Литву, но и соседние страны ЕС. Собственно, по случаю начала именно этих работ в порту Роберт Хабек и приехал в Вильгельмсхафен.

Как быстро удастся проложить трубопровод к газохранилищу Etzel?

С другой стороны, необходимо соединить СПГ-терминал с ПХГ Etzel и сходящимися там магистральными газопроводами. Этот проект уже разработан, и 5 мая он, как того и требуют законы ФРГ, был опубликован в интернете для общественного обсуждения. Теперь жители затронутых населенных пунктов в течение месяца могут высказать свои замечания или в судебном порядке опротестовать его полностью или частично.

Такое уже не раз случалось в Германии с самыми разными инфраструктурными проектами, что зачастую надолго задерживало их реализацию. Поэтому правительство ФРГ разработало и намерено в ближайшее время внести в парламент специальный закон, призванный максимально ускорить строительство СПГ-терминалов, столь нужных сейчас для скорейшего преодоления энергетической зависимости от России. Закон предусматривает меры по ускорению как бюрократических процедур, связанных с утверждением проектов, так и тендеров на участие в строительстве.

Если удастся избежать задержек, прокладку трубопровода планируется начать в августе с тем, чтобы до конца года ввести его в эксплуатацию. Значительно меньше времени займет начавшаяся перестройка причала в порту.

Почему в Германии не было СПГ-терминалов и почему теперь они нужны

Наряду с проектом в Вильгельмсхафене, способном, по данным Uniper, обеспечить 8,5% потребности Германии в природном газе, правительство ФРГ сразу же после вторжения российских войск в Украину решило поддержать и строительство СПГ-терминала в Брунсбюттеле в устье Эльбы. Оба этих порта канцлер ФРГ Олаф Шольц (Olaf Scholz) назвал 27 февраля в своей речи во время специального заседания бундестага, в которой он провозгласил коренной поворот во внешней, оборонной и энергетической политике страны.

Тем самым он положил конец долгой дискуссии о том, а нужны ли Германии вообще собственные терминалы для приема СПГ. Ведь до войны преобладала точка зрения, что потребности ФРГ вполне обеспечиваются трубопроводным газом от «Газпрома», а при необходимости немецкие компании всегда могут прикупить на мировом рынке дополнительные объемы сжиженного газа и импортировать их через работающие далеко не на полную мощность регазификационные установки в Нидерландах, Бельгии или Франции, благо газотранспортные системы всех этих стран соединены друг с другом.

Начало большой войны в Украине кардинально изменило концепцию снабжения Германии газом. Стало ясно, что зависимость всего Евросоюза от России оказалась запредельно высокой, что страны ЕС будут теперь ускоренно расширять импорт СПГ и что мощности имеющихся европейских приемных терминалов могут оказаться максимально загруженными, а потому такому крупному потребителю газа, как ФРГ, без собственной инфраструктуры просто не обойтись.

Брунсбюттель, Штаде и Гамбург: три СПГ-терминала в низовье Эльбы

Только если в конце февраля речь шла о двух СПГ-терминалах, то к концу апреля заговорили уже о четырех. Накануне приезда в Вильгельмсхафен, 4 мая, министр экономики Роберт Хабек подтвердил: Германии удалось забронировать на мировом рынке четыре плавучих СПГ-терминала, которые поступят в ее распоряжение к концу 2022 года.

Таким образом, к Вильгельмсхафену и Брунсбюттелю добавился терминал в Штаде. Это еще один порт в низовье Эльбы, но несколько выше по течению. Собственно, все три этих проекта активно обсуждались еще в 2019 году, когда предыдущее правительство ФРГ во главе с канцлером Ангелой Меркель и вице-канцлером, министром финансов Олафом Шольцем готово было оказать государственную поддержку сооружению одного-двух терминалов для приема СПГ, главным образом американского. Это была (тщетная) попытка задобрить тогдашнего президента США Дональда Трампа и предотвратить санкции Вашингтона против «Северного потока — 2».

Один из двух немецких финансистов этого российского газопровода, компания Uniper, осенью 2020 года даже объявила прием заявок на долгосрочное бронирование мощностей терминала в Вильгельмсхафене, но потом заморозила проект, объяснив это слишком низким спросом на его услуги. Причем такое решение совпало с поражением Дональда Трампа на президентских выборах.

Короче, уже три года назад проекты в Вильгельмсхафене, Брунсбюттеле и Штаде были в значительной мере подготовлены. А вот кандидатура Гамбурга возникла лишь в последних числах апреля, когда бургомистр Гамбурга Петер Ченчер неожиданно объявил, что до конца нынешнего года здесь тоже мог бы заработать плавучий терминал по приему СПГ. При этом он подчеркнул, что в крупнейшем порту Германии уже имеется разветвленная сеть газопроводов, что позволит быстро подключить регазификационную установку к газотранспортной системе страны.

На смену СПГ должен прийти «зеленый» водород

Дело в том, что сооружение дополнительного трубопровода потребуется не только в Вильгельмсхафене, но и в Брунсбюттеле, причем там необходимо проложить более 50 километров. Так что пока не совсем понятно, какой именно терминал будет тем вторым, что мог бы войти в строй уже к концу года наряду с проектом Uniper. Что касается двух других, то их эксплуатация, объявил Роберт Хабек, должна начаться приблизительно в следующем мае.

Таким образом, примерно через год Германия будет обладать четырьмя СПГ-терминалами, и эти мощности, подчеркнул министр экономики ФРГ на пресс-конференции в Вильгельмсхафене, непременно следует рассматривать в европейском контексте, поскольку их планируется использовать для снабжения не только немецкого рынка, но при необходимости и стран ЕС, например Австрии, или Польши, или других государств Восточной Европы.

А еще Роберт Хабек подчеркнул, что аренда регазификационных судов — это пусть и длительное, но все же временное, переходное решение (на которое правительство выделило 2,94 млрд евро). Ведь в Вильгельмсхафене, Брунсбюттеле и Штаде в ближайшие годы намечено сооружение стационарных терминалов, которые с самого начала должны быть приспособлены к приему не только СПГ, но и другого газа -«зеленого» водорода, произведенного из воды методом электролиза с использованием возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Германия планирует постепенно заменять ископаемый природный газ на возобновляемый водород, который мог бы поступать в порты ФРГ, в частности, из богатых солнцем стран Африки.

Крупнейший проект государственно-частного партнерства в истории ФРГ

Но это — в будущем, а пока правительство ФРГ собирается «со скоростью света», по словам Роберта Хабека, запустить плавучие СПГ-терминалы, опираясь при этом на крупный бизнес. Так, в Вильгельмсхафене проект реализует Uniper, в Брунсбюттеле — немецкий энергетический концерн RWE, нидерландская госкомпания Gasunie и немецкий госбанк KfW, который внесет 50% капитала. За проектом в Штаде стоят американский химический гигант Dow, бельгийская газотранспортная компания Fluxus, немецкий логистический холдинг Buss Group.
В результате переориентация немецкого газоснабжения с российского трубопроводного газа на СПГ становится, похоже, крупнейшим проектом государственно-частного партнерства в истории ФРГ.

Литовский Курьер

Facebook Comments