Нефтегазовые эксперты позитивно оценивают подписанное 19 сентября между Египтом и Кипром соглашение о строительстве подводного трубопровода для транспортировки «голубого топлива» с кипрского месторождения «Афродита» на египетские заводы по сжижению газа для последующего реэкспорта в европейские страны.
Эксперты считают, что данная сделка определила победителя в борьбе между Египтом и Турцией за право поставлять природный газ в Европу.
«Теперь можно сказать, что состязание закончилась. Египет уже тесно кооперирует с Кипром в нефтедобыче, а теперь получит огромную выгоду от сжижения природного газа на своих заводах и от поставок его в Европу и на другие рынки»,- прогнозирует профессор нефтехимического проектирования Британского университета в Каире Тарват Рагеб.
Каир и Анкара конкурировали друг с другом за то, чтобы стать крупным газовым хабом на Ближнем Востоке и важным экспортером газа в Европу.
«Турция и Израиль в июне 2016 г. договорились построить трубопровод, который смог бы транспортировать газ из Израиля в Европу через Турцию. Однако этот проект столкнулся с серьезным препятствием — Республикой Кипр. Трубопровод должен были пройти через исключительную экономическую зону острова-государства, а Анкара и Никосия, как известно, с 1974 г. вовлечены в непреодолимый конфликт», — напоминает Рагеб.
Египет умело воспользовался тем, что Европа стремится уменьшить свою зависимость от российского газа, а также тем, что Никосия не в ладах с Турцией. Он установил прочный союз с Кипром и Грецией для развития сотрудничества в газовой сфере, пишет в Al Monitor египетский журналист Менна Фарук.
Турецко-израильские отношения резко ухудшились, когда президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган осудил еврейское государство в феврале после признания США Иерусалима столицей Израиля, что снизило шансы Анкары стать крупным газовым хабом региона.
После подписания соглашения в Никосии с Египтом кипрский министр энергетики Джордж Лаккотрипис назвал документ важной вехой не только для Кипра, но и для всего Восточного Средиземноморья.
«По сути, речь идет о европейском трубопроводе, предназначенном для транспортировки кипрского природного газа в Египет для реэкспорта в Европу в виде сжиженного природного газа», — отметил Лаккотрипис.
После подписания соглашения и встречи с президентом Кипра Никосом Анастасиадисом египетский министр нефти Тарек эль-Мулла заявил, что сделка является первой в своем роде, так как устанавливает правила для дальнейшего развития и позволяет частному сектору и иностранным инвесторам уверенно вкладывать деньги.
Мулла также сказал, что соглашение внесет свой вклад в обеспечение газа Европейского союза (ЕС), напомнив о подписанном в апреле прошлого года меморандуме о взаимопонимании между Египтом и ЕС в области энергетики.
«Сделка — многообещающий шаг, который позволит Египту стать газовым хабом на Ближнем Востоке и удовлетворить внутренние потребности в энергоресурсах. Это беспрецедентное достижение», — считает бывший глава египетской General Petroleum Corporation Салах Хафез.
По мнению Хафеза, благодаря соглашению Египет получит плату за сжижение газа и загрузит свои СПГ-заводы, которые простаивают с 2012 г. из-за дефицита сырья.
«Сделка поможет стране расширить опирающиеся на природный газ нефтехимические проекты. Выиграет от соглашения и Кипр, поскольку сможет продавать свой газ на внешних рынках», — уточняет Хафез.
Начиная с 2014 г. Египет делает все, чтобы преодолеть дефицит энергоресурсов и вновь стать нефтегазовым экспортером. После Революции 25 января страна является чистым импортером углеводородов.
30 сентября египетское правительство объявило о приостановке импорта СПГ, что, по словам Муллы, позволит Египту экономить ежемесячно около $250 млн.
Согласно официальным данным Египет добывал 6,6 млрд куб. футов газа в день в сентябре по сравнению с 6 млрд куб. футов в июле 2018 г. Что касается СПГ, то в I квартале 2019 финансового года (1 июля 2018 г. — 30 июня 2019 г.) Египет импортировал его на общую сумму $2 млрд.