«Альтернативная котельная»: Центральное отопление снизит цены или умрет

Ульяновск стал первым городом в России, который в 2019 году перешел на новую модель рынка тепла, так называемую, «альтернативную котельную». И мы уже видим первые результаты. В прошлом году зафиксирован один из самых низких уровней роста тарифов на тепловую энергию для центрального теплоснабжения — 2,3%. Это в среднем, а для половины населения стоимость Гкал и вовсе поднялась всего на 0,5%. В этом году тарифы заморожены Указом №179 Губернатора Сергея Морозова (за исключением электроснабжения).

Стоимость услуг в первую очередь волнует потребителей, а для поставщиков важно, что благодаря «альткотельной» сразу же почти на четверть удалось увеличить инвестиции в ремонт сетей и модернизацию оборудования. И это именно тот эффект, ради которого и затевалась данная реформа. На данный момент в среднем по стране 20% тепла теряется, не доходя до пункта назначения. Для исправления ситуации по оценке Минэнерго требуется порядка 2,5 трлн рублей. Откуда взять такие гигантские деньги?

— Мы прекрасно понимаем, что Российская Федерация является социально-ориентированным государством и теплоснабжение – в первую очередь социальная услуга, которую мы оказываем населению. Но в реалиях современной России любая услуга – это бизнес. И поэтому вопрос возврата инвестиций стоит очень остро. Зачем мне как инвестору вкладываться сюда, если здесь нет гарантий возврата вложений, но есть другие более перспективные проекты?! – прокомментировал заместитель директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Георгий Попов.

Дилемма: как обеспечить приток инвестиций в отрасль и сохранить социальную направленность? В результате 10-летнего (!) обсуждения этой проблемы, по словам замдиректора департамента, не придумали ничего лучше, чем передать функции развития системы от государства бизнесу. Вместе с этим ответственность и обязанность отвечать на жалобы от населения перешла от государства к единой теплоснабжающей организации (ЕТО). Появляется своего рода посредник, некая компания со статусом ЕТО, которая отвечает за качество перед потребителем и за развитие – перед государством. При этом государство гарантирует ЕТО окупаемость, возврат инвестиций и то, что у предприятия останется вся прибыль от сокращения издержек.

Возникает вопрос, который нам удалось задать на пресс-конференции. Не кажется ли вам, что внедрение «альткотельной» — шаг назад, который в ближайшем рассмотрении кажется выгодным, так как позволяет отыграть преимущества с инвестициями, но в дальнейшем обернется проблемой? Имеется в виду, что создание ЕТО, совмещающей диспетчеризацию со сбытом, возвращает нас к полной монополии. Более того, из-за этого в глазах обывателя история с «альткотельной» выглядит лишь как уход от контроля со стороны государства и захват активов путем их перевода в ЕТО, по факту — в собственность основного игрока на рынке, что опять же означает укрупнение.

— Действительно ЕТО наделяется расширенными полномочиями по управлению системой теплоснабжения, но и контроль мы существенно усилили, в том числе антимонопольный. Предусмотрены штрафы, если ЕТО не будет соответствовать тем параметрам качества, которые мы заложили в законе, в регулирующих нормативно-правовых актах, а также в соглашении. Мотивация ЕТО колоссальная, но есть не только пряник, но и кнут. Любая жалоба, каждый звонок или обращение от населения будет рассматриваться, учитываться и контролироваться, как региональной властью, так и Минэнерго России, — пояснил Георгий Попов.

В Ульяновске отношение того же ПАО «Т Плюс» за время действия «альткотельной» заметно развернулось в сторону населения. Там, где раньше энергетики даже и разговаривать бы не стали с жителями, сейчас выезжают, проводят обследования, дают разъяснения. Правда, разъяснения эти, как правило, одного характера: параметры теплоносителя на вводе соблюдены, проблема внутри МКД, разбирайтесь с УК. При этом все правильно, даже не придерешься… Но тогда просится следующий закономерный вывод: если центральное теплоснабжение теперь пусть и социально ориентированный, но все же бизнес, то должно быть и право потребителей отказаться от его услуги, если она не устраивает по качеству или по цене.

Возможно ли, что ключевой проблемой внедрения «альткотельной» является неправильное целеполагание? Вся концепция направлена на улучшение положения на рынке тепла ЕТО, а не на потребителей. Государство ставит своей приоритетной целью сохранение и развитие отрасли, а не интересы населения, которому лишь обещают, что будут контролировать его жалобы в ЕТО. При этом не рассматриваются и не учитываются другие возможно более выгодные для жителей варианты обеспечения надежного и современного энергоснабжения.

К чему может привести такая политика? К продолжению уже имеющейся все последние годы тенденции: снижению конкурентоспособности централизованных систем теплоснабжения и уходу потребителей. Как это реализуется на практике, мы все видим: новые МКД строятся с крышными или квартальными котельными, с индивидуальным газовым котлами, лишь бы не центральное очень дорогое теплоснабжение. Соответственно, чем на меньшее количество потребителей делятся затраты ТЭЦ, тем дороже для каждого конкретного потребителя цена вырабатываемых ею ресурсов. А это, напомним, не только и даже не столько тепло, которое по сути является побочным продуктом, но и электроэнергия.

Читайте по теме. Пример реализации проекта строительства отопительных котельных на местных видах топлива

ultoday73.ru

Facebook Comments