Из-за криптоферм пропал свет: энергетический кризис в Дагестане

На фоне безработицы и энергетического кризиса дагестанцы осваивают майнинг криптовалюты. Как заявляют энергетики, из-за изношенности сетей этот процесс приводит к массовым отключениям света, а объем энергии, похищенный майнерами в прошлом году, сопоставим с тем, который генерирует Гунибская ГЭС. Опрошенные Кавказ.Реалии эксперты уверены, что винить одних лишь нелегальных добытчиков криптовалюты в проблемах с подачей электроэнергии нельзя.

В Левашинском районе Дагестана полицейские вместе с сотрудниками “Россети Северный Кавказ” обнаружили и отключили семнадцать нелегальных майнинговых ферм (майнинг – производство криптовалюты за счет мощностей компьютерного оборудования. – Прим. ред.). Этому предшествовало недовольство местных жителей из-за регулярных перебоев в подаче света. В селе Леваши даже прошел митинг, его участники перекрыли трассу. По словам представителей энергетической компании, проблемы с электричеством в районе возникали из-за работы майнинг-ферм. Сейчас похожие проблемы есть в восьми районах республики и в Махачкале.

Единственный фактор, на основании которого майнеров привлекают к ответственности, – это незаконное потребление электричества, рассказал Кавказ.Реалии заместитель директора по научной работе Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН Шамиль Гимбатов.

У майнинга в России, как отметил Гимбатов, нет правового статуса, поэтому утверждать, что криптофермы нелегальны по определению, – некорректно. У ряда подобных предпринимателей есть договоры о поставке электроэнергии.

“Когда мы видим новости о закрытии ферм правоохранительными органами, речь идет о том, что они нелегально используют электричество и нагрузка ложится на всю сеть. Если они закупили оборудование в Китае и не заплатили госпошлину, то появляется еще один незаконный фактор. На майнеров в Левашинском районе, наверно, обратили внимание, потому что они накопили большие долги за электричество”, – предполагает Гимбатов.

Собеседник добавляет, что для майнинга необязательно быть программистом и глубоко разбираться в блокчейне: “Как только кто-то научился использовать оборудование, выводить криптовалюту и обменивать ее, он сразу же может показывать это своим знакомым”.

Все беды от майнеров?

По информации “Россети Северный Кавказ”, Дагестан занимает первое место среди регионов СКФО по числу незаконных майнинг-ферм. За 2021 год в республике общий объем похищенной майнерами электроэнергии превысил 41 млн киловатт-часов, что сопоставимо с объемом выработки электроэнергии на Гунибской ГЭС.

“В условиях, когда в Дагестане не хватает мощностей запитать строящиеся больницы, детские сады, школы, отдельные лица присваивают столь дефицитные общественные ресурсы. Все это говорит о том, что ситуация в топливно-энергетическом комплексе и в сфере жилищно-коммунального хозяйства требует самого пристального внимания. У меня очень большие нарекания к чиновникам”, – сказал глава Дагестана Сергей Меликов в декабре прошлого года на совещании, посвященном энергетическим проблемам республики.

Директор филиала ПАО “Россети Северный Кавказ” – “Дагэнерго” Магомед Абдурашидов сетовал на то, что майнеры всячески пытаются скрыть реальные объемы расходуемой электроэнергии, вмешиваясь в приборы учета. За неполный 2021 год, по его словам, выявили 25 майнинг-ферм, которые нанесли ущерб в 70 миллионов рублей.

Заместитель министра МВД по Дагестану Дмитрий Гутыря добавил, что 54 майнинг-фермы, в свою очередь, имеют официальные договоры с “Дагэнерго”. Он упрекнул представителя энергетиков в том, что компания, зная плачевную ситуацию с изношенностью сетей, все равно работает с майнерами.

После того как на ежегодной пресс-конференции президенту России Владимиру Путину задали вопрос об энергетическом кризисе в Дагестане, “Россети Северный Кавказ” получили 900 млн рублей на реконструкцию энергетической инфраструктуры.

Майнинг-фермы влияют на проблемы с электричеством, но причиной отключений света остается плачевное состояние электросетей, уверен руководитель общественной организации “Монитор ЖКХ” Зияутдин Увайсов.

“Государственные органы не занимались и не занимаются контролем за качеством и принуждают собственников сетей проводить их реконструкцию. Выделенные средства – это не подарок Дагестану. “Россети” продают электричество, имеют с этого прибыль и за этот счет должны проводить реконструкцию. Это все заложено в тариф, который платят люди”, – отметил Увайсов.

Запретить или контролировать?

Российские власти еще не определились с тем, как они относятся к криптовалютам. Центральный банк видит в них угрозу рублю и предлагает запретить майнинг, а Министерство финансов считает, что так делать нельзя, и выступает за регулирование криптовалют.

Власти не могут себе позволить запрет на майнинг, поскольку это будет означать отставание страны в высокотехнологичной отрасли, считает директор департамента финансовой политики Минфина Иван Чебесков.

Эту деятельность необходимо регламентировать как предпринимательскую и взимать с майнеров налоги, уверен Гимбатов: “Если сейчас запретить эту деятельность, у нас остальные смежные технологии, связанные с блокчейном, тоже будут слабо развиваться, а любой человек, который в этом разбирается, окажется вне закона. Ни к чему хорошему это не приведет, мы просто лет через десять-пятнадцать отстанем от всего мира”.

Решение по криптовалютам в России будет вынесено в течение полугода.

Энергозатраты на майнинг биткоина поставили исторический рекорд

kavkazr.com

Facebook Comments