Сенаторы США предложили ввести санкции в отношении энергетического сектора России

энергетика

Санкции подразумевают обязательное введение ограничительных мер «на инвестиции в развитие проектов в сфере гражданской атомной энергетики, реализуемых Россией». Кроме того, санкциями предлагается обложить «участие в разработке российских нефтяных и газовых месторождений», если сумма инвестиций превышает 20 млн долларов. Вводится запрет на участие в строительстве российских трубопроводов.

Санкции подразумевают обязательное введение ограничительных мер «на инвестиции в развитие проектов в сфере гражданской атомной энергетики, реализуемых Россией». Кроме того, санкциями предлагается обложить «участие в разработке российских нефтяных и газовых месторождений», если сумма инвестиций превышает 20 млн долларов. Вводится запрет на участие в строительстве российских трубопроводов.

Авторами документа выступили республиканцы Джон Маккейн, Линдси Грэм, Роберт Портман, а также демократы Бен Кардин и Боб Менендес. Предлагаем вниманию читателя мнение экспертов Центра энергетической экспертизы:

— Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ:

— Здесь, прежде всего, речь идет о европейских структурах, которым хотят запретить иметь дело с Россией. За неповиновения – штраф, как это было с банком BNP Paribas за сотрудничество с Ираном, который в то время был под санкциями. Американские компании на самом деле уже не инвестируют и не разрабатывают никаких проектов с нами.

Очевидно, что уходящая администрация хочет ухудшить жизнь будущему президенту Трампу. Крупнейший американский инвестор ExxonMobile еще в 2014 году попал под санкции, когда ему запретили участвовать в шельфовых проектах совместно с Роснефтью. Другой вопрос, что при нынешних ценах на нефть эти проекты были бы нерентабельны. В саму Роснефть он не вошел и поэтому инвестировать в нее не может, так как его присутствия в капитале не наблюдается. Таким образом американские компании, в случае принятия сенатом решения о санкциях, не подпадут под ограничения, потому что они уже под них попали еще во время первой волны.

Думаю, что на самом деле эти санкции направлены на компании третьих стран. Здесь, прежде всего, речь идет о европейских структурах, которым хотят запретить иметь дело с Россией. За неповиновения – штраф, как это было с банком BNP Paribas за сотрудничество с Ираном, который в то время был под санкциями. В этом плане практика у американцев накоплена большая. Потому что иначе санкции не работают – казалось бы, вот наложили их на НОВАТЭК, а туда вошли китайцы и дали кредит под 10 млрд долларов плюс еще итальянская Интеза и японцы, хоть и не на крупную сумму, но кредитуют тоже. И американцы уже задаются вопросом – какой смысл в их санкциях, если европейцы кредитуют проект, в котором у российского НОВАТЭКА более 50% акций. Их прямой запрет вопиюще нарушен. Инвестиции по сути – это покупка акций компаний из России, так Китай уже активно вошел в Сибур, обсуждается вхождение японцев во второй проект СПГ на Ямале – «Арктика-СПГ». Все это американцы хотят подавить на корню. И где ExxonMobile может действительно пострадать – это сжижение газа на Сахалине-1 Роснефтью и ExxonMobile на дальневосточном проекте СПГ. Как раз на прошлой неделе определились, что завод будут строить не на самом Сахалине, а в Хабаровском крае. Если примут этот проект по санкциям, то участие американской компании окажется под вопросом. Дело в том, что проект инициирован сенаторами и может быть формально продолжен уже после ухода Обамы. Сможет ли сам Сахалин-1 финансировать весь проект без участия американских партнеров – это вопрос. И этот проект, и компания ExxonMobile могут пострадать в случае принятия проекта. Больше никакие другие американские компании действия этих санкций на себе не ощутят.

Еще один важный аспект в будущем проекте – запрет на участие в строительстве российских трубопроводов. Здесь в наибольшей опасности окажется проект Северный поток-2. Хотя в принципе Польша и так уже помогла США, оспорив создание совместного предприятия для строительства этого потока. В итоге Газпром вынужден будет строить его пока сам – никакие европейские компании к строительству он не привлекает, но при этом собирается использовать японские кредиты, в которых после новых санкций могут и отказать. Плюс в России нет достаточных возможностей, чтобы проложить трубы по всем направлениям (Северный поток-2, Турецкий поток, Дальний Восток). Для этого Газпром привлекает итальянскую компанию Saipem. Без нее Газпрому придется туго, хотя пока не ясно, попадут ли подрядные работы под санкции или нет. Но скорее всего, американцы попробуют закрыть проект Северный поток-2 именно так – запретив любые контакты.

Рисков для России от потенциальных санкций много. Но надо еще посмотреть, примут ли этот проект сами американцы – в каком объеме и как это будет работать. Допускаю, что они сами могут затягивать процесс, выжидая реакции Трампа и того, какой консенсус политических элит будет достигнут в Соединенных Штатах.

— Михаил Нейжмаков, ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций:

Дональду Трампу появление таких инициатив объективно выгодно. На фоне сенаторов-«ястребов» он будет выигрышно смотреться в глазах Москвы. Необходимость заблокировать принятие такого законопроекта – неплохой предлог, чтобы попробовать добиться от Кремля дополнительных уступок…

Отметим, что как минимум для части этих сенаторов подготовка законопроекта может быть такой же игрой, призванной не добиться введения новых санкций на деле, а дать Вашингтону пространство для маневра. Скажем, соавтор инициативы Линдси Грэм известен своими жесткими высказываниями в отношении Москвы. Но, например, 13 мая 2013 года он, с группой других сенаторов, обратился к администрации Обамы с призывом пересмотреть планы по бюджету на 2014 год, ставящие под удар программу утилизации плутония в Саванна-Ривер (это Южная Каролина, которую Грэм и представляет в Сенате). В обращении, в частности, было сказано, что данные бюджетные планы могут «привести к разрыву наших международных соглашений с Россией». Из контекста видно, что такой «разрыв с Россией» рассматривался им тогда, как нежелательный.

С другой стороны, в условиях не самых высоких цен на нефть американские корпорации вряд ли слишком спешили бы вернуться в совместные с Россией арктические проекты. А раз у них есть время для выжидания – значит торг с Москвой по санкциям Вашингтон может вести долго и в жестком ключе. Вряд ли будут введены новые санкции – но отмена старых станет предметом долгих сложных переговоров.

— Анна Кокорева, замдиректора аналитического департамента Альпари:

Если предположить, что закон все же принят, то для российского энергетического сектора это не сулит ничего приятного. Сегодня российские нефтегазовые компании итак лишены возможности осуществлять финансирование своей деятельности на Западе, покупать технологии и брать в лизинг оборудование. По этой причине темпы геологоразведки и новых бурений замедлились, особенно на сложных месторождениях.

Новые же санкции усугубят ситуацию, так как будут распространяться на более широкий круг лиц, которые могут попасть под наказание за несоблюдение закона в их числе и компании из третьих стран, а также препятствуют притоку иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор РФ. В этой связи российские компании могут лишиться хороших партнеров не только на Западе, но и в других странах. Например, в КНР или Латинской Америке.

Срок полномочий действующего президента США Барака Обамы и его администрации истекает через девять дней. Чтобы законопроект о новых санкциях вступил в силу, его должны согласовать обе палаты конгресса и подписать президент, в связи с этим вряд ли действующей власти удастся так быстро пролоббировать новые ограничения в отношении РФ. Тем не менее, законопроект сформирован не только демократами, но и республиканцами, что делает его возможным к рассмотрению правительством Трампа. Однако новый глава Белого дома может и не пойти на столь решительные недружественные шаги по отношению к России.

Данный шаг со стороны США достаточно резкий и безосновательный. Могут быть и косвенные последствия. Ведь чтобы компенсировать падение доходов бюджета, правительство планирует увеличивать займы за рубежом, на покупку суверенного долга РФ также запланированы ограничения. Если Минфин РФ не сможет в полном объеме осуществить заем, то, возможно, придется увеличивать налоговое бремя, в том числе и в нефтегазовом секторе.

Санкции подразумевают обязательное введение ограничительных мер «на инвестиции в развитие проектов в сфере гражданской атомной энергетики, реализуемых Россией». Кроме того, санкциями предлагается обложить «участие в разработке российских нефтяных и газовых месторождений», если сумма инвестиций превышает 20 млн долларов. Вводится запрет на участие в строительстве российских трубопроводов.

www.energyland.info

Facebook Comments

Добавить комментарий