Заявления о завершении эпохи нефти и газа – досужие разговоры и ничего больше, они сравнимы с возникновением теорий заговоров в нестабильные времена. Об этом заявил заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин.
“Чем хуже ситуация в мире — эпидемиологическая, экономическая, чем сильнее волатильность на рынках, чем глубже потрясения, — тем больше появляется всякого разного постороннего шума. Это теории заговора, призывы делать какие-то существенные телодвижения, решать несуществующие проблемы и прочее. В определенной степени все это касается и рассуждений о конце эры, когда “царствуют” углеводороды”, — утверждает замглавы Минэнерго РФ.
Пандемия COVID-19 действительно существенно сократила спрос на традиционные энергоресурсы. Люди остались дома, и в результате выяснилось, что работу зачастую можно выполнять удаленно. “Естественно, это влияет и будет влиять на спрос на энергоресурсы. А процесс восстановления потребления займет весьма длительное время”, — признал Сорокин.
“С другой стороны, удешевление энергоносителей делает их… еще более выгодными для экономики. В мире сейчас большое количество стран не дотягивают с точки зрения ВВП и доходов на душу населения до западных… Здесь встает вопрос экономической целесообразности. То есть насколько эти страны готовы идти на поводу у мировых экономических лидеров и лишать себя дешевых энергоносителей в угоду альтернативным, более дорогим, вариантам”, — добавил замминистра.
Сорокин пояснил, что под альтернативную энергетику, кроме прочего, до сих пор полностью не создана инфраструктура. Нет вариантов, как хранить энергию, полученную от ВИЭ. “Требуется сделать очень большие инвестиции, исчисляемые триллионами долларов, прежде чем нетрадиционная, альтернативная энергетика сможет занять существенную долю на рынке. Но сейчас действуют факторы хайпа, политического популизма. И, к сожалению, случаи полного искажения экономической реальности за счет нулевых налоговых ставок”, — указал Сорокин.
ВИЭ пока не могут вытеснить углеводороды
В то же время он заметил, что при финансировании перспективных, но убыточных проектов на протяжении десятилетий на этапе достижения больших объемов производства и совершенствования технологий они могут стать рентабельным.
“Мы такое видели в той же возобновляемой энергетике, когда за счет искусственных мер поддержки она была доведена до конкурентоспособного состояния по большому ряду позиций… Но повторюсь, пока нет накопителей для того, чтобы сделать следующий шаг в этом направлении. Поэтому, суммируя сказанное, пока рано, мне кажется, хоронить углеводороды. Сейчас это основа мировой энергетики. То, что может дать быстро, гарантированно и по доступной цене энергию растущей экономике”, — заключил Сорокин.
Читайте по теме. Обречена ли “Большая нефть” на судьбу “Большого угля”