Новак: энерготарифы для населения РФ защищены государством, утильсбор на них не отразится

электроэнергетический рынок ЕАЭС

Утилизационный сбор на импортную технику никак не отразится на энерготарифах для населения — они защищены государством, заявил вице-премьер Александр Новак.

Ранее газета «Известия» со ссылкой на письмо замминистра энергетики Анатолия Яновского в Минэкономразвития и Минпромторг, сообщила, что в 2022 году тарифы на тепло и электричество в России могут повыситься из-за роста утильсбора на технику для добычи угля.

Как объяснили в Минпромторге, повышение ставок сбора направлено на стимулирование замены импортной техники российскими аналогами. Только, как отмечают эксперты, отечественная спецтехника не обладает необходимыми характеристиками — придется все равно покупать импортную, но уже в несколько раз дороже.

Минпромторг просто выполняет свою задачу по созданию условий для развития отечественной промышленности, только производители могут это не оценить, говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

Игорь Юшков
ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности

«Утильсбор даже в среднесрочной перспективе не приведет к тому, что у нас возродится какое-то машиностроение для угольной промышленности. Эффекта даже в среднесрочной перспективе не будет. Слишком долгий должен быть цикл от момента, когда вы даете какие-то стимулы отечественному производителю, и до того момента, когда угольные компании получат какое-то оборудование российское в том объеме, который им необходим. Я думаю, это приведет к тому, что по-прежнему будут закупать иностранное оборудование, но при этом теперь уже дороже, получается. И все это действительно будет закладываться в себестоимость продукции. И если бы еще отечественные компании видели какую-то огромную долгосрочную перспективу угольной отрасли. Но мы видим, наоборот, в общем-то, что мировой угольный рынок сжимается, все меньше и меньше нужно будет угля в мире. Мы видим, что климатические всевозможные соглашения бьют по угольной промышленности. И в Евросоюзе есть планы отказаться от использования угля. Китай тоже заявляет о том, что будет сокращать потребление угля. Сегодня это пока еще не происходит, но тем не менее мы видим такие планы повсюду. Может быть, сейчас утильсбор введут, объявят более конкурентоспособными отечественных производителей, но так как они не видят возможности продавать оборудование в большом объеме в перспективе 30-40 лет и вкладываться, может быть, не будут. Поэтому, может быть, утильсбор и не сработает, потому что непонятно, как отрасль вообще будет развиваться. И в этом плане скорее можно согласиться с Минэнерго, что эта мера приведет к подорожанию самого угля и, соответственно, дальше по цепочке, так как топливо подорожает, соответственно, все, что из него производится: тепло и электроэнергия».

Минэнерго в свою очередь предупредило о возможном изменении себестоимости продукции угольных компаний. Для населения тарифы устанавливаются государством, поэтому их изменение будет происходить в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны, и в 2021 году рост в среднем не превысит 5%, объяснили в ведомстве.

Это повышение не связано с утильсбором, говорит заведующий лабораторией прогнозирования топливно-энергетического комплекса ИНП РАН Валерий Семикашев.

Валерий Семикашев
заведующий лабораторией прогнозирования топливно-энергетического комплекса ИНП РАН

«У нас сложная система ценообразования, что в электроэнергетике, что в теплоснабжении. Как явный фактор — изменения климатических условий и функционирования теплоснабжения. Это то, что называется проектом ценовых или проектом «альткотельных». Это новый механизм ценообразования на рынке тепла, и он активно используется как раз в восточной части страны, где преимущественно угольная энергетика. Там уже одобрены 14 проектов, еще проектов 10-15 на стадии рассмотрения находятся. Соответственно, это потенциальные изменения экономики угольной промышленности. Стоимость угля в этих проектах будет сокращать рентабельность инвестиций, и, может быть, либо отложенные инвестиции какие-то, либо «Инвесттех» будет требовать пересмотра условий, в свою очередь это тарифы. Сейчас там подписываются соглашения с небольшим ростом тарифа. Вполне возможно, что увеличение затрат на уголь может увеличить планы по росту цен на тепло именно в этих проектах. Здесь я вижу прямое влияние. Во всех остальных сегментах это более сложное влияние, которое может демпфироваться, а может, наоборот, [служить] фактором роста затрат. На население это не повлияет, но сформирует некоторый дополнительный затратный механизм в отрасли, которой надо как-то компенсировать, придумать какой-то механизм, который за счет цен на тепло это компенсирует, может быть, за счет еще чего-то, пересмотрит какие-то предыдущие решения. То есть идея такая, что мы стремимся к 4%, но, поскольку у нас идут инвестиционные затраты, сделаем чуть выше».

bfm.ru

Facebook Comments