Отказ от ДВС: для нефтедобывающих государств наступают тяжелые времена

нефтяная промышленность

В начале февраля сообщили, что в прошлом году возобновляемые источники энергии (ВИЭ) впервые вышли на первое место в электроэнергетике Евросоюза, достигнув 38% в их общей выработке электроэнергии. Ископаемая энергетика сократилась до 37%, а атомная энергетика приходится на остальные 25%. Наверное, не надо объяснять, к каким последствиям это ведет для угле- и нефтегазодобывающих стран мира, учитывая, что Евросоюз является одним из главных потребителей энергии в мире. К тому же в 2020 году по всему миру удвоилась выработка энергии солнечными и ветряными электростанциями по сравнению с 2015 годом.

Сейчас ВИЭ в мире составляют около 10% от общего объема генерации энергии, что приблизительно равно доле атомных электростанций. Лидером по введению ВИЭ является ЕС — 21%, в США – 12%, в Китае — около 10% выработки. Только в Китае и США за счет государственных льгот в 2020 году произошел прирост станций ВИЭ на 30%. Как известно, ЕС намерено ввести к 2025 году экологический стандарт вредных выбросов в атмосферу Евро-7 (сокращение автомобильных выбросов углекислого газа — СО2). Данный стандарт ведет к запрету на продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, когда в Европе из автомашин будут разрешены только гибриды и электромобили.

Х. Мюллер, президент Ассоциации автомобильной промышленности Германии, заявила, что если положения стандарта Евро-7 будут строгими, то он «де-факто запретит автомобили с двигателями внутреннего сгорания с 2025 года». Некоторые российские эксперты считают, что «стандарт «Евро-7» добьет промышленность России», ибо нанесет урон российской нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и автомобильной промышленности. На их взгляд, российский автопром не сможет производить конкурентоспособные электромобили. Вдобавок в конце прошлого года британское правительство ввело запрет на продажу в стране машин с ДВС с 2030 года, то есть на пять лет раньше, чем заявлялось ранее. Гибридные автомобили будут продаваться в Великобритании до 2035 года.

По планам ЕС, к 2030 году доля ветрогенераторов и солнечных панелей в общей электрогенерации достигнет 38-40%. А в ближайшие 10 лет в Европе резко сократится доля угольной энергетики и газовой сферы. Значительно сократится и атомная энергетика. В целом Евросоюз решил к 2030 году сократить выбросы парниковых газов на 55% по сравнению с уровнем 1990 года.

ООН настаивает на массовом сокращении парниковых выбросов в ближайшие девять лет, иначе мир ждет климатический кризис. Джо Байден буквально через несколько дней после вступления в должность президента США подписал ряд указов, ориентированных на противодействие изменению климата. Байден отметил, что изменение климата — это «угроза самому нашему существованию». Согласно указам Байдена, США станут крупнейшим в мире производителем и экспортером экологически чистых технологий — ВИЭ, производство электромобилей и водородная энергетика.

США намерены провести в День Земли, 22 апреля 2021 года, саммит по климату с участием мировых лидеров по конкретным мерам сокращения вредных выбросов в окружающую среду. Байден распорядился, чтобы Федеральные агентства США отныне закупали только экологически чистые автомобили. Байден также временно запретил выдачу в аренду федеральных земель или прибрежных территорий для бурения нефтяных и газовых скважин. По планам Байдена, в США нулевые выбросы в атмосферу должны быть достигнуты уже к 2050 году. Тем самым Соединенные Штаты снова присоединились к Парижскому соглашению по климату, из которого Д. Трамп вышел в 2017 году. К примеру, Байден остановил строительство нефтепровода Keystone XL по доставке канадской нефти на территорию США.

Конечно, выход США из добычи нефти и газа на своей территории приведет к росту цен на эти энергоносители. Но так будет на первом этапе — на втором же, после ухода крупных инвесторов из данной отрасли в разработку ВИЭ, начнется снижение спроса на нефть и газ. Иначе говоря, декарбонизация (сокращение промышленного применения нефти, газа, угля) станет в ближайшие несколько лет ведущим трендом современной экономики. Не случайно в прошлом году 90% всех инвестиций в энергетику пришлись на разработку ВИЭ. Предполагается, что возобновляемые источники энергии в 2040 году будут составлять треть от всей энергогенерации. Прогнозируется, что к 2025 году ВИЭ обойдут уголь и газ, а затем станут главным источником выработки электроэнергии по всему миру. Тем более что власти развитых стран мира делают на ВИЭ большую ставку.

Поэтому закономерно, что в начале второй декады февраля британско-голландская нефтегазовая компания Royal Dutch Shell, в 2018 году признанная крупнейшей в своей сфере в мире, заявила о постепенном отказе от добычи нефти и переходе к разработкам ВИЭ. К 2030 году эта компания намерена сократить добычу газа и нефти на 55 процентов, а к 2050-му году — на 100 процентов. По итогам прошлого года чистый убыток Shell составил 21,68 миллиарда долларов, хотя в 2019 году компания извлекла прибыль на 15,8 миллиарда долларов. Royal Dutch Shell сократит до 40% затраты на добычу нефти и газа. Кроме того, Shell намерена сократить количество своих нефтеперерабатывающих заводов с 17 до 10 уже в ближайшее время. Компания на первом этапе из низкоуглеродных энергоресурсов займется производством биотоплива, химикатов и смазочных материалов. Затем и параллельно будут идти инвестиции в ВИЭ (гидроэнергетику, биомассу, береговую и морскую ветровую, солнечную и морскую геотермальную энергию).

В конце января автоконцерн General Motors объявил о полном отказе от производства машин с двигателями внутреннего сгорания к 2035 году. А в конце 2025 года 40% авто GM будут электрическими. В течение 5 лет концерн инвестирует в развитие электрических и беспилотных машин 27 млрд долларов, что на 7 млрд больше, чем планировалось ранее. О приблизительно таких же планах ранее заявили и такие автопроизводители как Ford, Daimler, Scania, Man, Volvo, Daf и Iveco. В начале третьей декады января автокомпания Audi заявила, что к 2040 году полностью откажется от машин с ДВС. Автоконцерны BMW и Mercedes-Benz также занялись электрификацией большинства своих моделей.

Согласно прогнозам экспертов, к 2024 году производство электромобилей по себестоимости сравняется с производством авто с ДВС. К тому же топливо и обслуживание электрокаров станет гораздо дешевле, чем у машин с ДВС. В результате к 2030 году 40% продаж придутся на электромобили. Недавно глава компании Nidec, крупнейшего производителя электромоторов, С. Нагамори объявил, что в ближайшем будущем должно появиться много разных электромобилей стоимостью меньше 3 тыс. долларов США. Уже в прошлом году китайская компания Wuling выпустила электромобиль, который стоит 4,3 тыс. долларов. В январе израильская компания StoreDot сообщила о выпуске первых опытных образцов батарей для электрокаров, которые заряжаются за пять минут. Так, устраняется главная проблема электромобилей, делавшая их менее удобными и выгодными, нежели авто с ДВС. Помимо этого, Tesla готовится к выпуску батарей для электрокаров, которые приблизят «их цену к цене машин с ДВС».

Таким образом, основные потребители и производители энергии в мире, в том числе и автоконцерны, переходят на возобновляемые источники энергии. Из этого следует, что, если Россия, Казахстан, как и другие поставщики углеводородного сырья и угля на мировой рынок, в ближайшие несколько лет не начнут кардинально отказываться от «углеводородной» и «углевой» зависимости своих экономик, то их после 2030 года ждут очень тяжелые времена…

Читайте по теме. Baker Hughes: ВИЭ никогда не смогут полностью заменить нефтегаз

platon.asia

Facebook Comments