Зеленый вектор: как не заблудиться в ESG-регулировании?

Тема ответственного ведения бизнеса становится все более актуальной для российских компаний в связи с ростом интереса инвесторов к инструментам. Однако стандарты раскрытия ESG-информации не закреплены на международном уровне, и эмитенты должны ориентироваться на рекомендации регуляторов. Какие тенденции в ESG стоит учитывать сегодня?

Традиционно считалось, что ESG-факторы значимы преимущественно для зарубежных инвесторов, ведь на международных рынках экологическая проблематика начала прорабатываться раньше. Концепция инвестирования с оценкой социального и экологического воздействия возникла в начале 1970-х годов, дополнительным триггером ее развития стала Чернобыльская катастрофа. В 1990-х экономист и предприниматель Джон Элкингтон представил концепцию тройного критерия (Triple Bottom Line, TBL, 3BL) — теорию измерения экономического, экологического и социального воздействия компании, которая легла в основу концепции устойчивого развития.

В последнее время отечественные инвесторы все больше внимания обращают на степень социальной ответственности эмитента и другие нефинансовые критерии. Оценить рост влияния ESG-повестки на российский рынок можно по динамике объема ценных бумаг в Секторе устойчивого развития Московской биржи, где обращаются облигации эмитентов, выпущенные для финансирования проектов в области экологии, защиты окружающей среды и социально значимых проектов. За последний год он вырос до 151 млрд рублей. Сегодня здесь торгуются 14 выпусков зеленых облигаций на сумму свыше 100 млрд рублей, четыре выпуска социальных облигаций и один выпуск облигаций в сегменте национальных проектов.

В 2019 году мы запустили первые российские фондовые ESG-индексы — «Индекс Мосбиржи — РСПП Ответственность и открытость» и «Индекс Мосбиржи — РСПП Вектор устойчивого развития». В 2020 году появились первые биржевые паевые инвестиционные фонды (БПИФы) ответственного инвестирования — сегодня на Московской бирже торгуется четыре таких БПИФа, и число подобных инструментов на российском рынке будет расти. В будущем линейка ESG-продуктов Московской биржи может быть расширена за счет ESG-деривативов, которые позволят хеджировать риски, связанные с факторами окружающей среды и социальными факторами. На основе инфраструктуры Группы «Московская биржа» могут быть сформированы система учета углеродных единиц и система торговли данными единицами, могут размещаться ценные бумаги для финансирования проектов по снижению выбросов.

В то же время не всегда заявления корпорации о приверженности ESG-принципам в полной мере соответствуют действительности.

В борьбе за деньги инвесторов компании развивают аппетит к «зелености», не имея порой на то справедливых оснований. Поэтому регуляторы и биржи стремятся предложить инвесторам инструментарий, который поможет отличить инструменты действительно ESG-ориентированных компаний от случаев гринвошинга, то есть позиционирования компании как экологичной без достаточных на то оснований.

И для инвесторов, и для компаний сложность раскрытия и интерпретации ESG-факторов состоит в том, что стандарты не закреплены на международном уровне. Само понятие ESG, которое появилось в 2005 году в докладе Investing for Long-Term Value на конференции Who Cares Wins, можно интерпретировать по-разному. В 2020 году Банк России определил, что «ответственное инвестирование предполагает учет существенных рисков, связанных с факторами устойчивого развития (экологическими факторами, социальными факторами и факторами корпоративного управления), при выборе объектов инвестиций и управлении ими».

Поэтому сегодня регуляторы крупнейших мировых финансовых центров работают над единым подходом к интеграции ESG-факторов в финансовую отчетность, в ряде стран они стали обязательными к раскрытию. Например, финансовый регулятор Великобритании (Financial Conduct Authority, FCA) ввел для крупных компаний и финансовых институтов обязательную отчетность о климатическом воздействии по стандартам Рабочей группы по вопросам раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата (Task Force on Climate-related Financial Disclosures, TCFD).

В Евросоюзе, согласно требованиям Регламента раскрытия финансовой информации Европейской комиссии (Sustainable Finance Disclosure Regulation, SFDR), все участники финансового рынка должны раскрывать вопросы ESG. Также регламентированы требования к продуктам и проектам, которые ссылаются на определенные характеристики ESG или заявляют цели ответственного инвестирования.

В США в соответствии с действующими правилами и инструкциями Комиссии по ценным бумагам и биржам (The United States Securities and Exchange Commission, SEC) раскрытие ESG-информации требуется для существенных или материальных вопросов в сфере ESG. В марте 2021 года SEC заявила о создании Целевой группы по климату и ESG, которая должна разрабатывать стандарты регулирования и выявлять недочеты в раскрытии компаниями информации по ESG.

Россия в контексте регулирования повестки устойчивого развития находится в начале пути. ESG-раскрытие не является обязательным, компаниям нужно ориентироваться на рекомендации отечественных регуляторов и международных институтов.

В 2020 году Правительство РФ выпустило Распоряжение № 3024-р «О развитии инвестиционной деятельности и привлечении внебюджетных средств в проекты развития в РФ». Тогда же Минэкономразвития России создало межведомственную рабочую группу, включающую представителей федеральных органов исполнительной власти, Банка России, институтов развития, бизнеса и профессионального сообщества по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты развития. А ВЭБ.РФ опубликовал Методические рекомендации по развитию инвестиционной деятельности в сфере зеленого финансирования и Основные направления реализации зеленых проектов в Российской Федерации (Таксономия).

Кроме того, в июле 2020 года Банк России выпустил свои Рекомендации по реализации Принципов ответственного инвестирования ООН, которые пока носят добровольный характер. Также Банк России готовит рекомендации для членов советов директоров публичных обществ по учету факторов устойчивого развития в стратегическом планировании развития компании.

 

Банковское обозрение

Facebook Comments