Впервые за последние десятилетия ученые из разных регионов России начнут изучать Мезенскую губу Белого моря: комплекс исследований необходим для оценки приливной энергии моря в Мезенском районе, а также возможностей строительства здесь завода по производству зеленого водорода.
Исследования ученые проведут в 2023 году на судне «Профессор Молчанов» во время очередного рейса Арктического плавучего университета: совместно с правительством Поморья его сейчас готовит Северный (Арктический) федеральный университет, сообщает Российская газета.
— Это будут полевые исследования по изучению потенциала приливной энергии, выработки электрической энергии и дальнейшего ее перевода в зеленый водород, — рассказал в интервью «РГ» первый проректор по стратегическому развитию и науке Северного (Арктического) федерального университета Павел Марьяндышев.
Напомним: впервые о потенциале Мезенской губы, «где воды весьма высоко ходят», почти 300 лет назад написал еще Михаил Ломоносов. В прошлом году тема была вновь поднята в Архангельске во время Ломоносовских чтений — тогда правительство региона впервые представило проект строительства приливной электростанции и получения из «мезенской волны» зеленого водорода. По Северному морскому пути «топливо будущего» планируется экспортировать в другие страны.
— Мезенский залив Белого моря — одно из немногих мест в мире, имеющих такую большую высоту приливов — почти 10 метров. Потенциал этой точки составляет порядка 19-20 гигаватт, — сказал тогда министр экономического развития, промышленности и науки Поморья Виктор Иконников.
По мнению научного руководителя Национального центра физики и математики Александра Сергеева, если даже половину такого объема использовать на производство электроэнергии, «то это соответствует уровню производства миллиона тонн водорода — существенной части того потенциала производства водорода, который сегодня есть в нашей стране».
— Чем выше потенциальная мощность, тем выгоднее установка электростанции, — отметили на форуме эксперты.
Исследования проведут в 2023 году на судне «Профессор Молчанов» во время рейса Арктического плавучего университета
А вот на других территориях Поморья, в небольших проектах сроки окупаемости ветроэлектростанций будут более длинными. Значит, частным компаниям потребуются дополнительные инвестиции:
— Значительная часть проектов Архангельской области в ветровой энергетике может стать инвестиционно привлекательной при условии совместной работы правительства региона, оператора проекта и частных компаний, — говорил на форуме завкафедрой технологии ветроэнергетики Ульяновского госуниверситета Дмитрий Степанов. — К примеру, регион выделяет средства на приобретение оборудования для станции, но с пониманием, что оно прослужит 20 лет.
Вместе с тем в Арктической зоне России возможна установка не только приливных и ветровых, но также небольших ветродизельных, и даже солнечных и солнечно-дизельных станций. Малые солнечные электростанции, к примеру, уже работают на Ямале и на Чукотке. В Северном (Арктическом) федеральном университете наряду с другими альтернативными энергоресурсами «солнечные» тоже изучают:
— Если говорить про солнечную энергию в Архангельской области, то потенциал у нее есть, но не очень большой, — говорилось на арктическом форуме.
Все эксперты уверены в одном: развивать в удаленных изолированных районах Арктики распределенную генерацию (выработку электричества небольшими устройствами, подключенными к сети) необходимо.
Вместе с тем, как считает представитель корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Максим Губанов, ждать быстрой окупаемости таких проектов нельзя. Во многом потому, что в России сегодня нет единых подходов к развитию локальной энергетики — каждый регион занимается ею самостоятельно, не разработаны нормативы.
И, хотя в целом на проекты локальной энергетики АЗРФ и Дальнего Востока уходит около 20 миллиардов рублей в год, прогнозировать их реализацию сложно, а инвесторы не видят инструментов для «входа» в локальную энергетику.
Эксперт рассказал о концепции привлечения в эту сферу частного бизнеса: она включает синхронизацию развития централизованной и локальной энергетики в удаленных районах, преференциальные налоговые режимы для энергосервисных компаний, которые регистрируются в АЗРФ.
Возможно также использование механизмов арктической и дальневосточной концессии, предусмотренной Министерством по развитию Арктики и Дальнего Востока: новый инструмент на основе концессионных соглашений позволит получать государственную поддержку по созданию в Арктике объектов инфраструктуры.
Кстати
Вместе с тем «альтернативный свет» нужен сегодня не только жителям отдаленных территорий — от новых экологически чистых источников напрямую будет зависеть экспорт энергетики. И хотя Россия «переадресовывает» объемы своего энергетического экспорта на Восток, страны Азиатского и Тихоокеанского регионов наряду с Европой входят в русло «озеленения» энергетики и заинтересованы покупать именно такую. Относится это и к экономике Китая:
— Могут появиться трансграничные инициативы, по которым импортная продукция в Китай будет облагаться дополнительными пошлинами из-за своего углеродного следа — то есть объема выбросов углекислого газа на единицу продукции, — говорил на форуме аналитик Сколковского института науки и технологий Сергей Капитонов. — Поэтому перед Россией стоит задача озеленить свой экспорт, то есть уменьшить его углеродный след.