COP27, ежегодная климатическая конференция ООН, завершилась на рассвете воскресенья в Шарм-эль-Шейхе, Египет, после долгих и трудных переговоров принятием горячо оспариваемого текста о помощи бедным странам, пострадавшим от изменения климата, но без новых амбиций в отношении сокращения выбросов парниковых газов, сообщает NOI.
„Спустя более двух недель COP27 завершилась с опозданием на один день по сравнению с запланированным календарем, что делает ее одной из самых продолжительных конференций в этой серии. «Это было непросто», но «в конце концов мы выполнили свою миссию», подчеркнул председатель конференции египтянин Самех Шукри.
В итоге была принята итоговая декларация, ставшая результатом многих компромиссов, призывающая к «быстрому» сокращению выбросов, но без новых амбиций в отношении решений климатической конференции в Глазго в 2021 году.
«Сейчас мы должны резко сократить выбросы — и это проблема, на которую COP не ответила»,— выразил сожаление генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, цитируемый Agerpres. В свою очередь Евросоюз заявил, что «разочарован» соглашением о выбросах.
Тем не менее, конференция этого года ознаменовалась принятием резолюции, названной ее инициаторами исторической, которая предусматривает создание специального фонда для финансирования ущерба, нанесенного климату беднейших стран.
Текст о сокращении выбросов также вызвал острые споры: многие страны осудили то, что они считают шагом назад по сравнению с амбициями, определенными на предыдущих конференциях, особенно по сравнению с самой амбициозной целью Парижского соглашения по ограничению потепления до 1,5 градусов Цельсия по сравнению с доиндустриальной эпохи, что, однако, было подтверждено в окончательном решении.
Нынешние обязательства стран, подписавших соглашение, не позволяют достичь этой цели, даже ограничения повышения температуры до 2 градусов Цельсия по сравнению с доиндустриальной эпохой. Эти обязательства, если они будут полностью соблюдаться, выведут мир в лучшем случае на траекторию повышения температуры на 2,4 градуса по Цельсию к концу века, а при нынешних темпах выбросов — на 2,8 градуса по Цельсию.
Однако при нынешнем уровне глобального потепления почти на 1,2 градуса Цельсия последствия изменения климата уже драматичны.
Генсек ООН предупреждает, что нас ждет атмосфера ада: «У человечества есть выбор: сотрудничать или погибнуть».
Однако с принятием Шарм-эш-Шейхской резолюции борьба не закончится, учитывая, что резолюция остается заведомо расплывчатой по некоторым спорным моментам. Оперативные детали должны быть определены для принятия на предстоящей COP в конце 2023 года в Объединенных Арабских Эмиратах, что обещает новые столкновения между точками зрения, особенно в отношении вопроса о вкладчиках, при этом развитые страны настаивают на том, чтобы и Китай стал их частью.
Еще одной темой, которая потрясла COP, были амбиции по сокращению выбросов. Многие государства оценили, что тексты, предложенные египетским председательством, представляют собой шаг назад от обязательств регулярно брать на себя более амбициозные цели, чем цели Глазго.
Не была принята во внимание проблема сокращения использования ископаемых источников энергии, почти не упоминаемая в большинстве текстов по климату. Однако развитие возобновляемых источников энергии является предметом нового упоминания наряду с энергиями с «низкими выбросами» — выражение, обычно применяемое к ядерной энергии.
The Guardian отмечает, что отчасти волнение по поводу исторической сделки COP27 о потерях и ущербе уступает место осознанию того, что конференция не смогла решить фундаментальную задачу согласования более быстрого сокращения выбросов парниковых газов.
Австралийский переговорщик по климату Салли Бокс сделала заявление от имени членов Зонтичной группы (переговорный блок, в который входят Австралия, Канада, Япония, Исландия, Израиль, Новая Зеландия, Норвегия, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты), сказав:
«Давайте двигаться вперед в свете научных открытий, включая признание того, что глобальные выбросы должны достичь пика к 2025 году, чтобы сохранить цель в 1,5 градуса по Цельсию».
В своем выступлении на пленарном заседании она призвала все страны выступить с «срочной эскалацией наших усилий».
«Мы глубоко разочарованы тем, что некоторые стороны пытались ограничить амбициозность этой рабочей программы [по смягчению последствий изменения климата]. Мы не можем решить делать меньше», — отметила она.