В Туркменистане количество установленных возобновляемых источников энергии минимально, несмотря на значительный потенциал солнечной и ветровой энергии, говорится в докладе Азиатского банка развития (АБР).
«Дальнейшая зависимость от ископаемого топлива при сценарии «бизнес как обычно» может стать неустойчивой в долгосрочной перспективе без внедрения экологически устойчивых практик».
АБР отмечает, что представляя значительные инвестиционные возможности, углеводородный сектор, как ожидается, будет подвергаться более строгому экологическому контролю за своей деятельностью в качестве условия для получения финансирования.
«Развивающаяся повестка дня в области изменения климата имеет последствия для Туркменистана, богатого углеводородами».
Туркменистан обладает четвертыми по величине в мире запасами природного газа и является одним из ключевых поставщиков этого вида топлива в регионе.
Разрушительные последствия изменения климата, которые наиболее остро ощущаются в Центральной Азии, — это распространение опустынивания, нехватка воды, тепловые волны и засухи.
Эксперты регионального финансового института обращают внимание на то, что официальный Ашхабад планирует предпринять ряд мер.
Первой рассматриваемой мерой является повышение энергоэффективности производства, потребления и транспортировки углеводородов, включая предотвращение утечек метана.
Во-вторых, Туркменистан имеет огромный потенциал для развития возобновляемых источников энергии, таких как солнечная и ветровая энергия, поэтому инвестиции в диверсификацию источников могут принести выгоду.
В-третьих, содействуя технологическому прогрессу, страна планирует изучить возможность разработки «зеленого» водорода путем изучения и принятия современных методов, используемых в развитых странах.
Кроме того, планируется внедрение различных технологий по улавливанию, использованию и хранению углерода для сокращения вредных выбросов в атмосферу.
«Реализация этих мер требует дальнейшего реформирования политики и укрепления институтов».
В общем страновом анализе ООН за 2022 год по Туркменистану говорится, что 75% этих выбросов метана могут быть устранены путем модернизации инфраструктуры, причем более половины этого сокращения не потребует никаких затрат.
В 2016 году Туркменистан ратифицировал Парижское соглашение, чтобы поддержать глобальные усилия по сокращению выбросов парниковых газов (ПГ), представив обновленный национально определенный вклад в 2022 году.
В обновленном варианте была поставлена амбициозная цель сокращения выбросов ПГ к 2030 году до 20% ниже уровня 2010 года.
Были определены различные способы сокращения выбросов ПГ для применения в нескольких секторах экономики, в частности, в энергетике, промышленности, транспорте, жилищном строительстве и муниципальной инфраструктуре.
Поскольку энергетический сектор производит 85% выбросов ПГ, правительство уделяет первоочередное внимание сокращению выбросов ископаемого топлива.
Туркменистан технически может стать источником энергии для всей Центральной Азии с использованием солнечной энергии.
В условиях высокой солнечной радиации, как в Туркменистане, концентрированная солнечная энергия может генерировать электроэнергию по цене ниже 5 – 6 центов за кВтч.
Эзиз Бояров, Ашхабад