Мир движется по пути зеленого, низкоуглеродного развития, и страны Евразийского региона – не исключение. В то же время очевидно, что им предстоит большой путь.
Средневзвешенный по населению объем выбросов углекислого газа в регионе, по расчетам аналитиков ЕАБР, в 2021 году составил 9,9 тонны на человека, что почти вдвое выше среднемирового значения (4,7). При этом наивысший показатель в регионе зафиксирован в Казахстане (14,4) и в России (12,1). Наименьшие значения среди стран региона – в Кыргызстане (1,4) и Таджикистане (1,1) на фоне высокой доли ГЭС в энергетике этих стран.
Это отмечают авторы доклада «Глобальная зеленая повестка в Евразийском регионе. Евразийский регион в глобальной зеленой повестке» ЕАБР.
Доля Евразийского региона в мировых объемах выбросов углекислого газа велика и превышает его вес в мировой экономике. В 2021 г. она составила 6%, в то время как доля стран региона в мировом ВВП – 3,9%, в численности мирового населения – 2,9%. Россия является основным нетто-эмитентом углекислого газа с долей в общемировых выбросах – 4,7%. Угольная электрогенерация по-прежнему составляет весомую долю в суммарных выбросах парниковых газов в регионе.
Главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров отмечает четыре «болевые точки» стран Евразийского региона, с которыми необходимо работать в первую очередь: энергетика, транспорт, промышленность и городская среда. Богатый водно-энергетический потенциал Кыргызстана, России и Таджикистана предопределяет развитие гидроэнергетики как магистрального пути зеленой трансформации этих стран. Атомная энергетика, включенная в таксономию зеленых проектов большинства стран, имеет большое значение для энергоперехода. Электрификация железных дорог, в том числе в рамках Евразийского транспортного каркаса, создает предпосылки для всего региона по снижению углеродного следа, в том числе и от международного транзита контейнеров, а также является основой для развития зеленой мобильности. Кроме того, в странах региона принимаются комплексные меры по стимулированию использования электротранспорта и развитию сопутствующей инфраструктуры. Однако без поэтапного отказа от использования угля в качестве топлива достижение амбициозных климатических целей представляется затруднительным.
Для достижения национальных климатических целей страны Евразийского региона ведут разработку и внедрение национальных концепций, программ и стратегий низкоуглеродного развития. Одним из ключевых инструментов реализации заявленных планов служит развитие рынка ESG финансирования. Аналитики ЕАБР отмечают, что для достижения амбициозных климатических целей, в том числе в рамках Парижского соглашения, требуется перенаправление мировых потоков капитала. Реализация зеленых проектов, внедрение экологически чистых технологий, цифровых решений, направленных на декарбонизацию и охрану окружающей среды, – капиталоемкие процессы. Согласно некоторым оценкам, стоимость достижения углеродной нейтральности составляет от 10 млрд до 6,5 трлн долл. в отдельных странах региона.
Несмотря на то, что в 2022 г. инвестиции в глобальный энергопереход превысили 1 трлн долл. и впервые сравнялись с затратами на производство ископаемого топлива, глобальный переход к низкоуглеродной экономике требует еще большего объема инвестиций – не менее 4–6 трлн долл. в год по оценкам ООН. Особенно велика потребность в климатическом финансировании у стран с низкими и средними доходами, к которым относятся страны Евразийского региона. Повышению спроса со стороны инвесторов и предложения со стороны реального сектора могут способствовать государственные меры поддержки, в том числе применение налоговых льгот, субсидирование процентных ставок зеленых долговых инструментов, и т.д.
Страны Евразийского региона стимулируют развитие рынка зеленых финансов путем разработки и внедрения критериев (таксономий) зеленых проектов. По оценкам авторов доклада, общий объем выпуска ESG-облигаций в регионе достиг в 2022 г. 4,9 млрд долл. Таксономии приняты в Казахстане и России, ведется разработка таксономии проектов устойчивого развития в Кыргызстане и таксономии зеленого финансирования в Беларуси. Существенную помощь странам региона в разработке собственных таксономий призвана оказать выпущенная в 2023 г. модельная таксономия зеленых проектов ЕАЭС.
Авторы доклада показывают на цифрах, что международные банки развития (МБР), не являясь крупнейшими игроками в глобальной зеленой трансформации, выбрали свою нишу и существенно содействуют реализации зеленой повестки в странах с низкими и средними доходами. В 2021 г. объем климатического финансирования, предоставленного со стороны МБР, составил 81,7 млрд долл., из них более 50,6 млрд долл. или 62% было предоставлено странам с низким и средним уровнем доходов. Однако, например, на страны Центральной Азии пришлось 4% от этого объема.
МБР не только обеспечивают финансирование, но также помогают странам в разработке климатических проектов, оценке климатических рисков и возможностей. Помимо этого, они поддерживают инвестиции частного сектора в зеленые проекты, смягчая риски или предлагая гарантии для их снижения. В докладе подчеркивается необходимость дальнейшей активизации совместной работы МБР не только с точки зрения инвестирования в зеленые проекты, но разработки, внедрения и совершенствования стандартов в области устойчивого финансирования, а также предоставления странам экспертизы в области ESG.