Доля генерации на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ) в России в общей установленной мощности сейчас составляет 2,4%, а к 2035 году, согласно государственным планам, должна быть увеличена до 6%. Необходимость усиленного развития солнечной и ветроэнергетики сомнений у экспертов не вызывает. Как при этом найти баланс между задачами снижения цены на электроэнергию, вырабатываемую ВИЭ, и достижения технологического суверенитета в производстве ВИЭ-оборудования, обсудили участники дискуссии, состоявшейся в рамках Петербургского международного экономического форума. По их мнению, противоречий между этими задачами нет.
По мнению заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Виталия Королева, нужно двигаться параллельно. Перед компаниями, по его словам, стоят задачи и по локализации, и по оптимизации стоимости оборудования. Снизить цену позволит сокращение капитальных затрат на строительство объектов ВИЭ. Собственное производство, например, поликремния позволит меньше зависеть от китайских поставщиков, которые начали повышать расценки, отметил Виталий Королев.
«Самый простой способ – использовать ВИЭ там, где на основе имеющихся технологий эта энергетика дешевле традиционной, например, на Крайнем Севере», – добавил чиновник.
О том, что снижение цены и технологический суверенитет взаимосвязаны, сказал и Олег Шуткин, заместитель генерального директора ООО «Юнигрин Энерджи» – компании, занимающейся решениями в области солнечной энергетики.
«Мы не сможем конкурировать на мировом рынке, если, с одной стороны, не будем следовать ценовым тенденциям, а с другой – не будем обладать собственным технологическим преимуществом, отличающим нашу продукцию от китайской, – уверен он. – В Европе тоже объявили новые проекты по локализации в солнечной энергетике, и их точно так же реализуют под теми же тезисами технологического суверенитета – там 90% рынка контролируют китайские компании. Поэтому ни у нас, ни у других стран нет другого пути, кроме как и снижать цену, и развивать технологии, масштабировать как объем производства, так и глубину локализации».
На региональные аспекты проблемы обратил внимание заместитель генерального директора по инвестициям и капитальному строительству «Россетей» Алексей Мольский.
«Когда мы ставим любую электростанцию, надо оценивать не только ее стоимость, но и как это влияет на потребителя конкретного региона, – считает он. – Есть разные примеры. Когда инвесторы ВИЭ двинулись на юг России, там возникли проблемы и у сетей, и у потребителей – в виде роста тарифа. А в Сибири, наоборот, поставили небольшую станцию – и на длинных транзитах у нас снизились потери. Надо поддерживать ВИЭ, но надо и смотреть, где это делать».
В вопросе цены на электроэнергию важно не допускать перекоса ни в сторону производителей, ни в сторону энергопотребителей, отметил руководитель энергетического бизнеса Эн+ Михаил Хардиков.
«Правильная постановка вопроса – вы за долгосрочную доходность или краткосрочную? Потребитель должен иметь возможность планировать на длинную дистанцию», – подчеркнул он.
Технологический суверенитет, по мнению Михаила Хардикова, должен быть надежно защищен от геополитических изменений – по производству оборудования, запчастей, сервису.
«У нас же был до известных событий технологический суверенитет в ветроэнергетике, а сейчас он куда-то пропал», – напомнил он.
Для гидроэлектростанций – основного бизнеса Эн+ – все оборудование производится в России, причем не одним производителем, а несколькими, добавил Михаил Хардиков. Такая конкуренция, по его словам, влияет и на цену.
«Возможно, говоря о ВИЭ, стоит подумать о том, куда можно допустить иностранных производителей, чтобы устроить нормальную конкуренцию, – предложил он. – Эн+ с 2007 года закупает довольно много номенклатуры у китайских компаний. Они конкурируют на тендерах с российскими производителями, до определенного момента – с западными, и честно выигрывают конкуренцию. Технологический суверенитет должен позволять и международную кооперацию».
Российских производителей оборудования не так много, это компании, которые основывали свои разработки на трансфере западных технологий, отметил директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики Алексей Жихарев.
«Чтобы мы могли конкурировать – нужно значительно больше инвестиций в НИОКРы, – уверен он. – В технологическом суверенитете главное слово – технологический. У нас не стоит задача произвести все до последнего винтика. Мы должны обладать технологией, быть независимы с точки зрения ее апгрейда и эксплуатации и независимы от одного поставщика критического компонента».