Для энергетики Кыргызстана сейчас не самый лучший период. Сектор закредитован донельзя, но мощностей не хватает для растущего потребления. Старший научный сотрудник Программы энергетической безопасности и изменения климата Центра стратегических и международных исследований (США) Эдвард Чоу считает, что есть несколько способов изменить ситуацию.
В первую очередь надо говорить об интеграции в энергосфере всех стран Центральной Азии и установить коммерческие тарифы.
В интервью 24.kg эксперт объяснил, как странам региона выгодно использовать свой потенциал и почему инвестиции в солнечные и ветряные станции напрямую зависят от тарифной политики.
— Прошлая зима была крайне сложной для всех стран Центральной Азии. Как сделать, чтобы избежать подобных проблем в будущем?
— На мой взгляд, сегодня страны региона уделяют межстрановой кооперации гораздо меньше времени, чем необходимо. Пока каждое из государств Центральной Азии ставит свои интересы на первое место и упускает большие возможности в развитии гидроэнергетического потенциала. Например, Кыргызстан и Таджикистан — небольшие страны, лучше сделать упор на региональную интеграцию, чтобы развивать свою экономику.
Например, Кыргызстан мог бы брать у соседей газ в период нехватки электроэнергии и поставлять воду летом.
Эдвард Чоу:
Стоит посмотреть, как можно совместить гидро- и ветряную энергетику. Странам региона стоит рассмотреть возможность реализации совместных межрегиональных проектов.
— Особое внимание сейчас уделяют возобновляемым источникам энергии (ВИЭ). В странах ЦА, и Кыргызстане в том числе, они не особо развиты. В чем причина?
— Запустить проекты ВИЭ по всему миру — это выгодно, но важны цены. Инвесторы должны точно понимать, какие они будут в будущем. Если тарифы субсидируются, это плохо.
Важно иметь рыночные цены, хотя с политической точки зрения это непросто.
Эдвард Чоу:
Люди думают, что электроэнергия — это общественное благо, которое должно обеспечиваться государством, так же как безопасность или здоровье. Но это не так. В сфере энергетики должны быть цены, которые формируют свободный рынок. Цены должны быть отпущены.
Субсидировать нужно людей, у которых недостаточно средств для оплаты, а не индустрию в целом.
Правительство не должно устанавливать тарифы на свет. Это важное требование для поддержания стабильности. Например, в США каждый потребитель знает, что только рынок — спрос и предложение — определяет цену. Правительство не может вмешиваться или влиять на цену энергии. Только такой подход создаст благоприятную среду для инвестиций в энергетическую отрасль страны.
— В Кыргызстане планируют построить атомную станцию. Насколько выгодные такие проекты?
— В США много дискуссий и споров о будущем атомной энергетики. В нашей стране атомные станции дают около 18 процентов всей вырабатываемой энергии. Такой объем сложно заменить чем-либо. В США вопрос заключается в том, как заменить стареющие электростанции новыми ядерными технологиями.
На постсоветском пространстве вопрос больше в том, насколько вы хотите быть зависимы от одного поставщика в лице России.
Если вы зависите от одного поставщика, то это своего рода брак, по которому нет развода.
Эдвард Чоу:
Нельзя зависеть, независимо от отношений, которые есть между вами сейчас. Должен быть конкурентный подход, необходимо взвесить все риски. Например, Южная Корея и Франция много работают в этом направлении. Хорошо привлекать для сотрудничества в подобных проектах консорциумы.
— В наших странах население не в восторге от идеи строить АЭС. Общественность считает это небезопасным.
— Население много от чего не в восторге. Если бы мне кто-то сказал, что по соседству с моим домом собираются построить АЭС, я бы тоже забеспокоился — это естественно. Выбор места, где собираются реализовать проект, и то, как обеспечивается доверие со стороны населения, — это все большие вызовы.
Понятно, что люди заслуживают право располагать полной информацией и знать обо всех вероятных рисках.
Но эти проекты также могут стать экономически выгодными. Людям свойственно в первую очередь видеть опасность и лишь во вторую — возможности.
— Сейчас интерес к Кыргызстану проявляет Китай. Насколько выгодным будет такое сотрудничество?
— Между двумя гигантами нужно находиться в равновесии. Да, Китай может стать поставщиком энергии. Но вопрос, насколько вы хотите зависеть от него. Нужно рассматривать и других поставщиков. Положение Китая в Центральной Азии растет и укрепляется. Он все больше проникает в регион, его влияние увеличивается.
Ситуация изменилась после начала войны России в Украине. У Китая появилось больше возможностей расти и развиваться.
Эдвард Чоу:
Я не уверен, насколько серьезны намерения Пекина по строительству газопровода через Туркменистан, Таджикистан и Кыргызстан в Китай, но это вероятно. Такая возможность есть, потому что КНР будет импортировать газ из Туркменистана. Общее впечатление у меня такое, что Китай продолжит проникать в регион экономически, а Россия продолжит играть более значимую роль в политике и сфере безопасности.