Две основных уранодобывающих компании США — Energy Fuels Inc и Ur-Energy* — обратились в Министерство торговли с просьбой проверить импорт урана в США на предмет национальной безопасности.
В настоящее время 40% уранового рынка США приходится на импорт из Казахстана, России и Узбекистана, что, по мнению заявителей, ведёт к
«потере жизнеспособной урановой промышленности США и окажет значительное пагубное воздействие» на национальную, энергетическую и экономическую безопасность страны и ее способность поддерживать независимый ядерный топливный цикл».
Компании также сообщают, что в результате этого внутреннее производство урана в США в 2017 году упало до «исторического минимума», и, вероятно, в нынешнем году будет ещё ниже. Ситуацию усугубляет также намерение Китая выйти на американский рынок ядерного топлива.
В качестве прецедента решения проблемы авторы обращения напоминают про случай, имевший место в 1989 году, когда Министерство торговли по инициативе Минэнерго начало расследование, когда импорт урана превысил 37,5%. Теперь, по их мнению, «ситуация намного хуже» Теперь проблема намного хуже», — сказали они.
Согласно ежегодному отчету управления энергетической информации США за 2017 год, 11% из 50,6 миллионов фунтов U3O8, приобретенных владельцами и операторами атомных электростанций США в 2016 году, были американского происхождения. Уран из Казахстана, России и Узбекистана составил 38%, причем уран австралийского и канадского происхождения составляет 40%. Остальные 22% прибыли из Бразилии, Болгарии, Германии, Китая, Малави, Намибии, Нигера, Украины, Чешской Республики и Южной Африки.
«Сегодняшняя экстремальная зависимость от импорта урана — это не результат рыночной конъюнктуры, а последствия определенной внешней политики государственного субсидирования, которая подрывает конкурентные позиции американские компаний»,
— утверждают авторы обращения. Они призывают зарезервировать не менее 25% американского рынка урана для внутренних производителей; ссылаясь при этом на предвыборный лозунг Дональда Трампа «покупайте американское». Предлагаемая мера, по мнению заявителей, должна привести к тому, что американские операторы АЭС будут покупать 12 миллионов фунтов U3O8 в год от внутренних производителей, что позволит оздоровить урановую промышленность США, укрепить национальную безопасность и диверсифицировать поставки.
Статья 232 Закона о свободе торговли 1962 года уполномочивает министра торговли проводить всеобъемлющие расследования для определения последствий импорта любой продукции с точки зрения национальной безопасности Соединенных Штатов. После того, как министерство инициирует расследование, у министра имеется 270 дней, чтобы подготовить доклад президенту, который, в свою очередь, должен в течение 90 дней принять решение в соответствии с рекомендациями министерства.
*Компании Energy Fuels Inc и Ur-Energy базируются в Денвере (штат Колорадо), где находится одно из крупнейших в США месторождений урана.
Источник: Российское атомное сообщество, www.atomic-energy.ru