Министерство энергетики предлагает укрупнить энергопередающие организации, так как нынешняя ситуация с дроблением рынка приводит к ограничению доступа к сетям и излишней бюрократии. К тому же в ведомстве считают рациональным отказаться от посредников на рынке перепродажи угля, а также оставить прежнюю схему продажи газа, хотя в сложившейся ситуации национальный оператор «КазТрансГаз» продолжит продавать сырье себе в убыток. Об этом на заседании правительства заявил вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Ситуация на рынке электроэнергии сейчас такая: в Казахстане действует порядка 250 энергоснабжающих организаций. Из них 40 работает на регулируемом рынке, то есть они признаны доминантами. Остальные 210 работают в конкурентном рынке. Важно отметить, что тарифы на электроэнергию у регулируемых доминантов зачастую выше, чем у нерегулируемых. К тому же у нас сегодня больше проблем связано с деятельностью энергопередающих организаций. Сегодня на рынке их функционирует порядка 160. Из них только 40 находятся в Карагандинской области. Их большое количество приводит к ограничению доступа к сетям, так как необходимо заключить договора со всеми 40 энергопередающими организациями. Для решения данной задачи необходимо провести укрупнение энергопередающих организаций. Этим сегодня наше министерство и занимается. На сегодня проект закона уже разработан и находится на рассмотрении в правительстве», — об этом на заседании кабинета министров заявил вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев.
Что касается угля, то вице-министр энергетики признал существование еще одной проблемы. Он констатировал, что «накрутки» повышают стоимость угля в два, а то и три раза, и в целях стабилизации цен на уголь коммунально-бытового назначения Минэнерго поддерживает предложение МНЭ РК по исключению посреднических организаций. Отметим, что согласно приказу главы МНЭ от 26 февраля 2015 года уголь коммунально-бытового назначения реализуется еще и через товарные биржи.
«Что касается ситуации по газоснабжению, действительно, на сегодняшний день согласно закону „О газе и газоснабжении“ у национального оператора существует монопольное право на покупку всего добываемого газа, так как согласно закону газ является собственностью государства. Несомненно, в будущем этот вопрос необходимо будет рассматривать, но сегодня в действующей редакции это позволяет удержать цены на такой важный социальный товар, как газ. Сегодня национальный оператор покупает порядка 60% газа в долларах, продает в тенге, и после произошедшей два года назад корректировки курса КазТрансГаз вынужден продавать газ себе в убыток. Для того чтобы избежать негативные социальные последствия, пока предлагается эту схему оставить», — сообщил Магзум Мирзагалиев.