Казахстанско-Украинское партнерство в биогазовой энергетике

биогазовая энергетика

6 марта 2018 года состоялось подписание контракта между крупнейшим казахстанским производителем куриного яйца ТОО «КАЗГЕР-КУС» и украинской компанией Аккорд Лтд, сферой деятельности которой является предоставление консалтинговых услуг в сфере биогазовой энергетики.

Контракт предполагает строительство биогазового комплекса, который позволит не только решить задачу наиболее эффективной с экологической и экономической точек зрения утилизации отходов птицефабрики, но и существенно сократить уровень выбросов в атмосферу парниковых газов. Строительство такого биогазового комплекса давно продумывал генеральный директор ТОО КАЗГЕР-КУС» Борис Оздоев.

Конечными продуктами предприятия будут зеленая электроэнергия и сертифицированные органические удобрения, которых так не хватает сельскому хозяйству Казахстана. На следующем этапе предполагается организация производства жидкой пищевой углекислоты.

Если это намерение будет осуществлено, проект станет первым и уникальным для всей биогазовой энергетики мира. Тепловая энергия будет полностью расходоваться на удаление избыточной влаги твердой фракции органических удобрений и ее грануляцию. Жидкие удобрения будут использоваться на собственные потребности птицекомплекса при органическом выращивании кормовых культур, либо сертифицироваться, расфасовываться и поставляться в специализированные торговые сети. В качестве дополнительного и резервного источника тепловой энергии, необходимой для поддержания температурных режимов анаэробной ферментации и удаления избыточной влаги при сушке и гранулировании дигестата, будет использовано инновационное котельное оборудование, работающее на соломе льна.

Еще одним инновационным решением будет разбавление птичьего помета сточными водами близлежащих населенных пунктов. Это поможет не только обеспечить их эффективную с экологической точки зрения утилизацию, но и сократить использование драгоценных запасов подземных вод.

Известно, что птичий помет является одним из наиболее сложных для ферментации видов сырья. Именно этим объясняются многочисленные неудачные попытки его использования в качестве моносубстрата. Причина давно изучена и хорошо известна. Это — высокое содержание неорганического соединения — аммонийного азота, губительно влияющего на бактерии, которые участвуют в биохимических процессах разложения исходного вещества. Кроме того, биогаз из птичьего помета имеет высокое содержание сероводорода. который оказывает сильное коррозионное воздействие на механизмы и системы комплекса и приводит к их преждевременному износу. Вместе с тем, в качестве сырья биогазового комплекса птичий помет обладает неоспоримыми преимуществами перед другими видами сырья. Это, в первую очередь, высокое содержание широкого спектра макро и микроэлементов, необходимых для роста растений. Они в неизменном количестве сохраняются в продуктах анаэробной ферментации, а следовательно, возвращаются в почву при использовании их в качестве органических удобрений. Кроме того, количество биогаза, которое можно получить из тонны помета, в 2,5-4 раза превышают соответствующий энергетический потенциал коровьего и свиного навоза. Третий, но не последний фактор его ценности это то, что он является бесплатным побочным продуктом птицеводства. Его утилизация в процессе ферментации — эффективный метод очищения окружающей среды, устранения запахов и опасности заражения поверхностных вод, снижения выброса самых опасных парниковых газов — метана и закиси азота. Наиболее простой, но не всегда приемлемый руководителями птицефабрик метод использования птичьего помета заключается в добавлении больших количеств других субстратов, чаще всего — специально выращиваемой силосной кукурузы.

Стоимость и трудоемкость операционных затрат при этом делают функционирование биогазового комплекса экономически неоправданным и, зачастую, нецелесообразным. Решить задачу использования птичьего помета, как моносубстрата, пытались многие инжиниринговые компании различных стран мира. Предлагаемые решения — известны и дорогостоящи, а традиционное — разбавление большим количеством воды — применяется давно и малоуспешно.

Количество биогазовых комплексов, успешно работающих на чистом помете, можно пересчитать на пальцах руки. География — экзотична: Китай, Австралия, Колумбия, Северная Ирландия. Соответственно ничтожно и количество компаний, обладающих необходимыми знаниями и опытом. Именно они будут рассмотрены в качестве претендентов на строительство биогазового комплекса для компании КАЗГЕР- КУС.

Задача консалтинговой фирмы Аккорд Лтд — не просто выработать наиболее эффективную концепцию нового объекта возобновляемой энергетики Казахстана, но и максимально снизить риски использования неэффективных технических решений. Это также подготовка технических требований к проекту, максимальная их детализация с учетом специфики предприятия заказчика и анализ предпроектных предложений. Кроме того, предусмотрено посещение головных офисов и действующих объектов отобранной инжениринговой компании, совместно с заказчиком.

Следует заметить, что строительство биогазовых комплексов в Казахстане осложняется рядом объективных и субъективных факторов, которые хотя и не являются непреодолимым препятствием, но существенно удорожают их внедрение и функционирование. В первую очередь, это — чрезвычайно низкий зеленый тариф на электроэнергию из биогаза, сложные климатические условия и ограниченность необходимых запасов воды.

При проектировании биогазовых проектов в Казахстане следует также учесть резко-континентальный климат на большей части страны, возможное снижение температуры в зимний период до -45 градусов, высокую ветровую нагрузку, высокую сейсмическую активность и т.д. Зеленый тариф для биогаза в Казахстане составляет 32,23 тенге, что соответствует 0,08 евро за 1 квт-час. Для сравнения: Украина — 0,12 евро, Япония — 0,28 евро, Чехия — 0,11-0,15 евро, Словакия — 0,11-0,13 евро, Польша — 0,11-0,12 евро, Австрия 0,13-0,20 евро, Германия — 0,25 евро. Примечание: приведенные выше цифры в Украине и Японии действуют в настоящий момент, для других стран в последние несколько лет они начали снижаться, но лишь после того, как там были построены и начали функционировать сотни и тысячи биогазовых комплексов. Хочется надеяться, что начало такого международного сотрудничества Украины и Казахстана в сфере строительства объектов возобновляемой энергетики окажется успешным и будет иметь долгосрочное продолжение.

Юрий Эпштейн, эксперт Биоэнергетической Ассоциации Украины (БАУ)

Facebook Comments