«В Рурском бассейне закрылась последняя угольная шахта, отныне весь каменный уголь в ФРГ будет только импортным, прежде всего – российским. (…) 21 декабря 2018 года войдет в историю Германии как тот день, когда в бывшем шахтерском городке Ботропе торжественно закрылась самая последняя в стране угольная шахта Prosper-Haniel. Отныне в ФРГ каменный уголь из-под земли больше не добывают. Сохранилась лишь добыча бурого угля открытым способом в карьерах и разрезах», — говорится в сообщении.
Как напоминается в статье, среди больших европейских угольных держав Германия в деле сворачивания этой традиционной отрасли вовсе не первопроходец.
«В Бельгии последнюю шахту закрыли еще в 1992 году, во Франции – в 2004-м, в Великобритании – в 2015-м. Во всех этих странах добычу каменного угля прекращали по экономическим причинам. Отказ от него из экологических соображений (защита населения от смога, а глобального климата – от выбросов парниковых газов) – тенденция лишь самого последнего времени», — следует из статьи.
Отмечается, что и в ФРГ шахтеры еще полвека назад начали терять работу не из-за борьбы против загрязнения окружающей среды, а из-за снижающейся конкурентоспособности немецкого каменного угля.
«Его, с одной стороны, все больше теснили другие энергоносители – нефть, газ, ядерное топливо, с другой стороны – импортный уголь из стран с более дешевой рабочей силой, более низкими стандартами техники безопасности и/или с открытым способом добычи», — поясняется в сообщении.
Авторы статьи отмечают, что упадок угольной отрасли – давно начавшийся общеевропейский тренд, связанный не столько с истощением запасов, сколько с падающей конкурентоспособностью подземной добычи в условиях растущей глобальной конкуренции со стороны других стран-поставщиков и других источников энергии (среди которых в последнее время все более важную роль играют возобновляемые источники и сжиженный природный газ – СПГ).
«Таков, пожалуй, главный вывод, который могут сделать в России (и, конечно же, в Украине и Казахстане) из символического закрытия последней немецкой шахты. Того значения, какое угольная отрасль и шахтерская профессия имели в 20-м веке, у них в 21-м веке уже точно не будет. Более того, в долгосрочной перспективе и с учетом усиливающейся всемирной борьбы против потепления климата снижение глобального потребления угля и, соответственно, сокращение или даже прекращение его добычи (особенно дорогостоящей подземной) представляются просто неизбежными», — подчеркивается в статье.
По мнению авторов, после закрытия последней немецкой шахты, перед российскими угольщиками (и перед РЖД, у которой на уголь приходятся 30% всех грузовых железнодорожных перевозок), действительно, открываются дополнительные возможности по наращиванию поставок в Германию. Это связано с тем, что Россия является крупнейшим поставщиком угля в ФРГ.
«Однако на самом деле это скорее окно возможностей, и оно может быстро захлопнуться. Ведь созданная летом 2018 года правительством ФРГ «угольная комиссия» активно работает сейчас над федеральным планом полного отказа от угля как наиболее вредного для глобального климата ископаемого энергоносителя. Понимание того, что без такого отказа Германия не выполнит своих международных обязательств по снижению выбросов парниковых газов, в немецком обществе, в принципе, есть. Так что вопрос лишь в сроках. В качестве возможной даты называется, к примеру, 2030 год. Конкретный план действий «угольная комиссия» намерена представить уже в феврале 2019 года», — резюмируется в сообщении.