26 февраля 2019 года правительство Великобритании обнародовало Единый национальный энергетический и климатический план (Integrated national energy and climate plan) на период до 2035 года. Согласно этому плану, планируется проводить курс на постепенное снижение доли ископаемых источников энергии и замену их на ВИЭ и АЭС.
При этом предполагается, что в течение переходного периода, пока не будут построены новые атомные станции взамен большинства старых, которые к настоящему времени остановлены, планируется увеличить импорт энергоносителей. Эту ситуацию планируют выправить к 2030-м годам, когда новые энергоблоки АЭС вступят в строй.
Несмотря на идущий процесс выхода Великобритании из Евросоюза, формально этот процесс еще не завершен, поэтому британское правительство в соответствии с нормами ЕС предоставила данный проект в Еврокомиссию.
В обнародованном докладе содержится информация о структуре энергетики в Великобритании. По состоянию на 2017 год в Великобритании на ископаемое топливо (уголь, газ и нефть) приходилось 80,1% энергоснабжения, что, хотя и выглядит очень высокой цифрой, но ниже, чем в предыдущие исторические периоды. Доля энергии, поставляемой из низкоуглеродистых источников, увеличивается и в настоящее время составляет 18,4%, в т. ч. ядерная энергетика – 7,9%. Зависимость Великобритании от импорта энергоносителей по сравнению с 2015 годом сократилась на 2,2% и сейчас составляет 36% энергобаланса.
Великобритания является одной из немногих западноевропейских стран, держащих курс на строительство новых АЭС. Однако развитие атомной энергетики осложняется тем, что, несмотря на то, что Великобритания является одним из пионеров мировой атомной энергетики (первая британская АЭС – Колдерхолл – стала второй атомной станцией в мире после советской Обнинской АЭС, а все британские АЭС первого поколения были построены по оригинальным отечественным проектам), сегодня операторы британских АЭС в значительной степени принадлежат иностранным корпорациям, и новые АЭС планируется строить по иностранным проектам.
Это вызывает сложности в строительстве новых станций. Так, недавно компания Hitachi приняла решение приостановить строительство второй очереди АЭС «Уилфа», в свою очередь, Toshiba решила свернуть проект NuGen (что поставило под угрозу строительство трех блоков AP1000 на площадке Мурсайде). В обоих случаях причиной были названы проблемы с поиском правильной модели финансирования и согласованием условий строительства с правительством страны.
Единственной атомной электростанцией, которая сейчас в Великобритании имеет статус строящейся, является третья очередь АЭС «Хинкли-Пойнт», где строят два блока по французскому проекту EPR. Обсуждаются также планы строительства новых блоков на АЭС Брэдуэлл и Сайзвелл.
В целях поддержки развития атомной энергетики британское правительство выделило 180 млн фунтов стерлингов, в т. ч. 20 млн на поддержку инноваций в гражданской атомной энергетике и 7 млн на стимулирование работы регулирующих органов по внедрению новых реакторных технологий.
В энергетическом плане правительство выделило в целом £180 млн на финансирование атомной энергетики, в том числе до 20 млн фунтов в течение 2016-2018 годов на поддержку инноваций в гражданском ядерном секторе и до £7м для обеспечения надзора в сфере развития передовых ядерных технологий.