Члены Европейской комиссии до 31 марта будут продолжать сбор мнений государств ЕС об инициативе, призывающей к значительному усилению роли евро в рамках расчетов за энергоносители.
Евросоюз сегодня – самый крупный импортер газа и нефти в мире, но только 20 процентов контрактов при этом номинированы в европейской валюте. Основная валюта в рамках расчетов в процессе импорта нефти, газа, СПГ и угля – это по-прежнему доллар США.
Импорт природного газа из Норвегии Евросоюз осуществляет преимущественно за фунты стерлингов и евро, между тем, ключевой валютой в расчетах с подавляющим большинством остальных поставщиков является сегодня, как и ранее, американский доллар. Эксперты ЕК указали на этот факт в своей отчетности за декабрь прошлого года. СПГ-контракты номинированы в большинстве своем в долларах, говорится в материалах Еврокомиссии.
Из-за преобладающей роли доллара США в контрактах энергетического сектора компании из Европы терпят риски. Причина состоит в данном случае в изменениях курсов валют. Официальный Брюссель тревожит при этом внешнеторговая политика Дональда Трампа в контексте импортных квот и пошлин, которые систематически вводит в последнее время Белый дом.
«Общепризнанная, устойчивая и однозначно надежная валюта сегодня – это евро», — отмечают авторы материалов ЕК.
Европейские специалисты озабочены в настоящее время не только рынком энергоносителей. С теми, кто действительно заинтересован, официальные представители ЕК детально обсуждают вопрос о том, насколько возможно будет использовать евро в пределах других товарно-сырьевых рынков, включая и сельскохозяйственный.
Благодаря более широкому использованию европейской валюты в торговле на международном уровне можно добиться существенного усиления влияния Евросоюза на третьи государства, значительно укрепив сотрудничество и партнерские взаимоотношения между членами Евросоюза.
Официальные данные ЕК свидетельствуют о том, что 70 процентов природного газа, который потребляют сегодня в Европе, направляют ей именно третьи страны. Ежегодная стоимость этих поставок находится на уровне 300 миллиардов евро. Еврокомиссия ждет при этом значительного усиления степени зависимости от импорта сырья по мере уменьшения производства непосредственно внутри ЕС, в частности, на территории голландского месторождения Groningen.
В комментариях Мигеля Ариаса Каньете, еврокомиссара по вопросам энергетики, тоже говорится, что большинство долгосрочных соглашений, предусматривающих импорт энергетических носителей, предполагают расчеты не в евро. Г-н Каньете подчеркивает: это свидетельствует о том, что ситуация неустойчивая и совершенно не отображает ту роль, которая должна быть отведена сегодня в мире европейской валюте.