Возобновляемая энергетика во всем мире завоевывает рынок, и ценовое давление в паре с государственной поддержкой становятся факторами, формирующими тариф. Во многих странах в 2019 году альтернативная энергетика — известный и конкурентоспособный игрок на рынке, который зачастую и не нуждается в господдержке. Зеленый тариф на энергию, соответственно, тоже меняется, отмечает Forbes.
Всемирный энергетический рынок трансформируется, и переход от ископаемого топлива к энергии природы оформляется все четче. Год за годом вклад чистой энергии в энергосектор увеличивается, особенно это заметно в развитых странах. В США солнечные электростанции юго-запада вместе с накопителями энергии уже стали конкурировать c ТЭС на природном газе, а Великобритания упорно отходит от сжигания угля.
Возобновляемая энергетика перестала быть диковинкой, с приобретением опыта и новыми технологическими наработками энергокомпании по всей планете наращивают мощь ветряных, приливных и солнечных электростанций. Поэтому тариф на чистую энергию становится ниже и доступнее для всех слоев населения, причем даже без поддержки государства.
В случае с экологически чистой энергией самым популярным вариантом стала концессия: партнерство между государством и предпринимательством, а это меняет правила игры как для энергосектора, так и для энергобизнеса. С развитием технологий немалый объем производства электроэнергии резко снизил затраты, а на рынке сформировалась новая конъюнктура: в секторе чистой энергии проявились крупные игроки, умеющие грамотно и бескровно разработать и внедрить экологически чистые генерирующие мощности благодаря дефляции затрат.
Чистая энергия: зеленые тарифы постепенно изживают себя
В последние годы стало очевидным, что возобновляемая энергетика будет наращивать свою мощь, а конкурентоспособность природной энергии определит рынок коммунальных услуг и поставщиков. Государственное регулирование и его излюбленный зеленый тариф в таких условиях теряют смысл.
Во всем мире на протяжении десятков лет зеленый тариф был инструментом, при помощи которого государство стимулировало рост сектора альтернативной энергетики. Такой «мягкий» тариф гарантировал прогнозируемую выручку и прибыли, однако никак не помогал снизить издержки.
Увеличение числа ветряных и солнечных электростанций запустило формирование нового рынка энергии, на котором действует бизнес-подход: аукционы и соглашения о поставках электроэнергии (PPA) являются главным инструментом формирования тарифов на электроэнергию. Власть приглашает бизнес к участию в тендерах на прямую поставку электроэнергии потребителям — процесс прозрачен и прост, а цена за киловатт получается гуманная, к тому же PPA гарантируют фиксированные тарифы.
Благодаря системе тендеров электроэнергия от ветра и солнца стала выгоднее намного раньше, чем в самых смелых прогнозах. Важным фактором является скорость строительства и пуска в эксплуатацию «зеленых» электростанций: от проект до пуска проходит всего несколько месяцев в отличие от сложных тепловых электростанций.
В ФРГ в 2018 году средняя цена одного мегаватта солнечной энергии составила €43,3, а в США $50, пишет Bloomberg New Energy Finance. В 2016 году средняя цена была почти вдвое выше — €91,7 за МВтч (на первом аукционе с РРА). Малый и средний бизнес все чаще предпочитает соглашения PPA для получения чистой энергии напрямую от производителей.
С точки зрения себестоимости один ватт энергии дешевле всего обходится на ветряных и солнечных электростанциях. Доклад Bloomberg New Energy Finance отмечает также, что низкие первоначальные затраты, высокая доля затрат на рабочую силу и короткое время реализации проектов являются ключевыми преимуществами солнечных и ветровых электростанций на развивающихся рынках.
Накопителя электроэнергии стали интегральной частью солнечных и ветровых электростанций, и это существенно повышает ценность производимой электроэнергии за счет сглаживания неизбежных сезонных колебаний. Таким образом, развитые страны давно перешагнули тот порог, когда государственная поддержка в развитии сектора чистой энергии была ключевой.
Читайте по теме. Возобновляемая энергетика дала работу 11 миллионам человек на планете