Развитие отрасли возобновляемой энергетики зависит от географического положения страны, наличия природных ресурсов и ее финансовых возможностей. Не у всех в этом направлении одинаковые возможности. Например, если Исландия обладает широким потенциалом в использовании геотермального (наземного) тепла, то Италия и Испания имеют преимущество в развитии солнечной энергии. Дания, Нидерланды и Германия являются лидерами в Европейском Союзе по использованию энергии ветра. Такие страны, как США, Китай, Япония, определили солнечную, ветровую и водную энергетику в качестве стратегических направлений.
Согласно данным, общая установленная мощность возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в мире к 2018 году составила 2006 ГВт. В настоящее время более чем в 160 странах мира приняты специальные законы, ориентированные на развитие возобновляемых источников энергии или национальной стратегии по совершенствованию отрасли. В них до 2030 года планируется довести до 50 процентов сектора возобновляемой энергетики в общую энергетическую систему.
ВИЭ сегодня — среди основных отраслей, где благодаря работодателям трудоустроены 7,7 миллиона рабочих и специалистов.
Устройства с возобновляемыми источниками энергии стоят дорого. Однако впоследствии их покупка и установка оправдают себя экономически. Стоимость энергии, вырабатываемой такими устройствами, будет снижаться из года в год. Затраты же на добычу и переработку традиционного углеводородного топлива, напротив, возрастут.
Методы поддержки развития сферы возобновляемых источников энергии разные. При этом льготы и преференции по продаже такой электроэнергии введены практически во всех странах мира. Механизм использования специальных «зеленых» сертификатов, то есть продажи энергии, вырабатываемой за счет ВИЭ, потребителям, которые покупают ее по высокой цене, действует в Бельгии, Великобритании, Италии, Польше, Швеции. Налоговые льготы в связи с этим применяются на Мальте, Кипре, в Великобритании, Чехии, Финляндии.
Кроме того, обращаясь к мировому опыту, можно наблюдать особый подход, направленный на такие процессы, как льготные кредиты, проведение научных исследований в данной области, а также поддержка производителей оборудования, приборов, пропагандистских мероприятий среди населения о возобновляемых источниках энергии, в том числе обучение и повышение квалификации, демонстрация типовых проектов.
Что касается правовой базы данного сектора, то в Германии действуют семь законов, направленных на развитие ВИЭ. Приняты соответствующие законы и в таких государствах, как Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Дания, Индия, Ирландия, Канада, Нидерланды, Португалия, Сингапур, США, Франция, Швейцария, Швеция, Южная Корея.
Энергия — «кровеносный сосуд» экономики, способствующий прогрессу общества, страны. Поэтому развитие этой сферы весьма актуально. Сегодня в республике общая установленная мощность составляет 14 тысяч МВт электроэнергии, к 2030 году достигнет 20 тысяч. То есть годовая потребность составляет 59-60 млрд кВт/ч. К 2030 году этот показатель достигнет 107 млрд.
В результате развития отраслей экономики рост потребностей населения в электроэнергии увеличивается день ото дня. Если в 2000 году один потребитель использовал 114 кВт/ч электроэнергии в месяц, то за последние годы этот показатель достиг 200 кВт/ч. Сегодня доля населения в потреблении электроэнергии в республике достигла 26,5 процента (в 1990 году — 13,9 процента).
Основная часть затрат на производство электроэнергии приходится на природный газ, мазут, уголь. Эта цифра сейчас на уровне 43 процентов. И с учетом того, что цены на данные виды топлива на мировом рынке повышаются, значение электроэнергии возрастет еще больше. 86 процентов ее производства в стране приходится на долю тепловой электроэнергии. ТЭСы расходуют 17 млрд кубометров природного газа в год. При этом столько же газа можно направить на процессы создания дополнительной стоимости (получение синтетического топлива, полипропилена), что в свою очередь создает возможности для решения социальных проблем (занятость, охрана окружающей среды).
Для любого бизнеса важно стабильное и непрерывное снабжение энергоресурсами. До тех пор пока инвесторы не приведут поставки электроэнергии в идеальное состояние, отдаленные регионы Узбекистана по-прежнему будут оставаться незамеченными. Подача электроэнергии не случайно выбрана в качестве одного из показателей, определяющих индекс Ease of Doing Business, разработанный Всемирным банком.
В ряде действующих законодательных актов Узбекистана определены нормы, регулирующие отношения в сфере ВИЭ, принят Закон «Об использовании возобновляемых источников энергии». В соответствии с указанными правовыми документами реализуются государственные программы по развитию сферы, крупные инвестиционные проекты. Научные разработки институтов в системе научно-производственного объединения «Физика-Солнце» при Академии наук и Международного института солнечной энергии служат совершенствованию научных основ для развития данной сферы, где работают более 50 хозяйствующих субъектов. Однако нынешнее интенсивное формирование этого направления в республике указывает на необходимость создания совершенной нормативно- правовой базы, определяющей юридическую канву системного проведения государственной политики. Необходимо участие частного сектора на основе государственно-частного партнерства. Существующие нормативно-правовая база и техническая инфраструктура не готовы к этому процессу.
В то время как 60 процентов электроэнергии производится частными предприятиями в Турции и 20 процентов — в Южной Корее, у нас до сих пор не решен вопрос о привлечении частных предприятий в систему. Хотя в нынешнем законодательстве существуют льготы и преференции для производителей устройств возобновляемых источников энергии, а также действующих физических и юридических лиц, на практике эти льготы не используются из-за экономической неприемлемости. Это означает, что льготы и преференции необходимо пересмотреть в соответствии с международной практикой.
Можно также развивать отрасль, продвигая передовые технологии за счет субсидий и грантов. Желательно выделить субсидии для использования солнечных панелей, ветровых генераторов и биогазовых устройств типовыми домами на базе программ «Обод кишлок» («Благоустроенное село»), «Обод махалла» («Благоустроенная махалля»).
Производство «зеленой» энергии, как отмечалось, стоит дорого. Необходимо привлекать потенциальных инвесторов для реализации проектов, вводить экономически привлекательные тарифы. Следует также учитывать, что оптимальные тарифы на электроэнергию определяют возможность эффективного использования энергии.
Читайте по теме. Французская TOTAL Eren построит первую в Узбекистане солнечную электростанцию