В 2018 году опиумный бизнес в Афганистане сильно пострадал — от 50% до 90% маковых плантаций на севере страны уничтожила засуха. Доход от продажи опиума упал больше, чем вдвое. Но не в юго-западной долине Гильменд — там фермеры, выращивающие опийный мак, ещё с 2013 года начали внедрять солнечные батареи.
Однако эту технологию они применяют не для заботы о природе, а для варварского выкачивания грунтовых вод в пустынях.
Солнечная энергия позволила производителям наркотиков увеличить площадь плантаций больше, чем вдвое, а вместе с тем выросла и прибыль. В долину в поисках работы мигрировало уже около полумиллиона человек, однако специалисты утверждают, что спустя десять лет технология вынудит полтора миллиона афганцев покинуть территорию — грунтовые воды могут опустошить из-за нарастающих объёмов выкачивания.
Засуха в Афганистане в 2017 году уничтожила часть маковых плантаций, но не в долине Гильменд — там фермеры используют для орошения солнечные панели.
С 2009 года Афганистан лидирует по количеству незаконного производства чистого опиума, героина и других наркотических веществ в целом. По данным Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), в 2018 году в Афганистане произвели около шести тысяч тонн опиума, который затем либо продаётся в чистом виде, либо перерабатывается в героин или морфин для продажи по всему миру. Около тысячи тонн остаётся в виде опиума, а из оставшегося производят героин — 250-300 тонн чистого вещества или 360-610 тонн «экспортного качества».
Около 80% всего опиума в Афганистане выращивают на юго-западе страны, в частности в долине Гильменд. Площадь маковых полей там с 2012 по 2018 годы выросла в два раза со 157 тысяч до 317 тысяч гектар, а к 2019 году достигла 344 тысяч и продолжает расти.
Во время сильной засухи в Афганистане в 2017 году опиумный бизнес пострадал в двух третях страны: на севере количество выращиваемого мака сократилось на 50%, на северо-западе — на 72%, а на границе с Туркменистаном — на 90%. Потеря урожая сократила доход производителей опиума в Афганистане на 56% — с 1,4 миллиардов долларов в 2017 году до 604 миллионов долларов в 2018 году. Фермеры в тех местах зачастую полагаются на дождь и снег, наполняющие водоёмы и резервуары водой.
На юго-западе во время засухи урожай сократился на 8%, фермеры там используют воду из водохранилища Каджаки и реки Гильменд. Однако водоёмы в этом регионе тоже обмелели, а количество плантаций сократилось, хотя и не так значительно, как в северных районах Афганистана.
Однако поля в долине расширились за пределы досягаемости реки и водохранилища — в пустыни. Там фермеры добывают грунтовую воду, которую удаётся недорого выкачивать за счёт солнечных батарей. В то время как количество маковых плантаций, пользующихся водой из обмелевших водоёмов, сократилось с 2017 по 2018 год, в пустынных районах, где пользуются грунтовыми водами, площадь полей увеличилась.
Опиумные поля в долине Гильменд выделены красным. Увеличилась не только площадь полей, но и количество солнечных батарей.
В системе орошения маковых полей солнечные батареи начали использовать примерно с 2013 года. Их энергия позволяет запускать электрический насос, выкачивающий грунтовую воду. К воде пробуривают около 100 метров земли. К трубам, по которым вода поступает на поверхность, подключают один или несколько насосов, работающих от энергии солнечных батарей. Грунтовая вода попадает в резервуары, а позже ей орошают поля.
Солнечные панели позволяют фермерам значительно экономить на выращивании опийного мака и расширять плантации.
Ричард Бриттан из компании Alcis, занимающейся спутниковым анализом, сообщил Би-би-си, что с 2013 года количество солнечных панелей у маковых полей постоянно растёт. К 2019 году специалисты Alcis насчитали в долине Гильменд около 67 тысяч солнечных батарей.
Дэвид Мэнсфилд, написавший исследование развития и миграции в регионах Афганистана, считает, что использование солнечных батарей на плантациях — самое значительное технологическое решение в стране за последнее время. До внедрения этой технологии фермеры пользовались дизельными двигателями, предполагающие большие расходы: «Дизельное топливо в этих отдалённых районах плохого качества, поэтому насосы и генераторы выходят из строя. Это огромная проблема для фермеров».
В 2013 году, когда технология только внедрялась в Афганистане, фермеры могли купить солнечные панели только в крупных городах. К 2019 году комплект из батарей и электрического насоса для воды можно купить даже на деревенских афганских рынках за 5-7 тысяч долларов. По словам Мэнсфилда, затраты окупаются в течение нескольких лет за счёт роста производительности и практически бесплатного обслуживания. С началом использования энергии солнца вода для орошения становится почти бесплатной, утверждает Мэнсфилд. Благодаря этому фермеры могут собирать не один, а 2-3 урожая в год.
Афганские фермеры чаще всего используют 150 и 300-амперные солнечные панели. В исследовании Мэнсфилда говорится, что для увеличения мощности они внедрили вращающиеся батареи, которые в течение дня можно разворачивать к солнцу. Фермеры сочетают солнечные панели с дизельными двигателями, а также используют системы, позволяющие хранить накопленную энергию в батареях, что повышает надёжность метода её получения.
Внедрение солнечных батарей может опустошить грунтовые воды и вынудить мигрировать 1,5 миллиона человек.
По данным УНП ООН, в долине Гильменд в 93% поселений сообщили о выращивании опийного мака. Для большинства сельских жителей этого района работа на плантации — один из немногих доступных источников заработка. В среднем в день сбора опийного мака работник получает около 12 долларов, а за две недели на двух плантациях — 170 долларов. Даже эта невысокая зарплата в два раза превышает средний заработок строителей в Афганистане, получающих меньше пяти долларов в день.
Выращивание опийного мака в больших объёмах чаще возможно в районах, контролируемых негосударственными группами. Больший заработок вынуждает жителей переезжать в пустыни Гильменд. В компании Alcis предположили, что за последние пять лет около полумиллиона человек мигрировали в этот район. Примерно в тот же период в Гильменде построили около 48 тысяч домов.
Однако спустя десятилетие жителям долины, возможно, придётся покинуть земли, считает управляющая группой исследований и оценки в Афганистане Орзала Немат. Она предполагает, что использование солнечной энергии для выкачивания грунтовых вод вскоре может привести к их исчезновению. По словам Немат, уровень воды в грунте каждый год опускается на три метра.
Читайте по теме. Солнечная энергетика: какая площадь требуется для размещения объектов?