Разведка углеводородов в Черном море имеют долгую историю. Она начались после того, как нефть была найдена на Каспии. Однако в течение века черноморский шельф оставался сплошным разочарованием.
Турция не могла найти хоть сколько-нибудь коммерчески жизнеспособное глубоководное месторождение в течение более 50 лет. Только в текущем году Анкара объявила о значимом открытии, и то оно выглядит довольно сомнительным.
Россия, похоже, вообще отказалась от серьезных попыток искать газ в Черном море, поскольку у нее хватает других источников “голубого топлива”. А вот Болгария, которой искать газ больше просто негде, изо всех сил пытается продвинуть это направление своей геологоразведки.
Долгое время Румыния считалась наиболее перспективной черноморской страной, у которой есть реальный шанс начать добычу углеводородов на глубоководных проектах. Ее мелководные проекты существуют уже пару десятилетий, хотя и с низкими темпами добычи. Однако в последнее время становится все более очевидно, что и здесь больших успехов добиться не удастся.
Воодушевленный кажущимся обилием открытий на шельфе, румынский парламент принял Закон об офшорах в ноябре 2018 года. Этот закон нанес значительный ущерб репутации страны, поскольку он ввел прогрессивный налог на непредвиденные доходы в размере до 70%. А также обязательство продавать 50% добываемого на шельфе газа на внутренний рынок (с системой штрафов, если фирмы не соблюдают требования).
Затем ситуация усугубило постановление правительства № 114 от 2018 года, ограничивающее цены на газ, продаваемый населению. В этой ситуации компании начали покидать страну. Наиболее значимым стал уход ExxonMobil. Американская корпорация была оператором крупнейшего в Румынии газового проекта Neptune Deep.
Разведка газа на шельфе Румынии становится малоперспективным занятием
Однако в этом году Exxon заявила, что уже инвестировала в проект около 750 млн долларов и опасается тратить еще 3 млрд долларов. Блок Neptune Deep включает газовые месторождения Pelican South и Domino. Их общие запасы составляют около 70 млрд кубометров.
Три компании изъявили желание приобрести долю Exxon в проекте. Одной из низ была польская PGNiG, но она вскоре передумала. Это побудило румынское правительство начать создавать “команду мечты” из OMV Petrom и Romgaz (последняя частично принадлежит государству).
Теперь румынское правительство стремится ускорить принятие окончательного инвестиционного решения (FID ) по проекту, чтобы он был введен в эксплуатацию вовремя, то есть до 2025 года. Однако получение FID является проблематичным уже три года. Поэтому есть основания полагать, что с уходом ExxonMobil будет еще больше проблем.
Еще один гвоздь в крышку гроба “румынской газовой мечты” был забит, когда второй по величине игрок в шельфе Румынии – “Лукойл” – также решил уйти. Российская компания владеет 87,8-процентной долей в лицензионном участке EX-30 Trident. Он расположен к северу от участка XIX Neptune East, принадлежащего ExxonMobil.
В конце прошлого года “Лукойл” пробурил скважину Trinity-1X. Однако разведка дала лишь субкоммерческие залежи. Интересно, что российская компания объявила скважину “сухой”, а Romgaz – “геологическим успехом”. Ранее, в 2015 году “Лукойл” пробурил скважину Lira-1X. И с учетом двух соседних разведочных скважин общие запасы этого участка составили только 30 млрд кубометров природного газа.
При таких результатах неудивительно, что самый перспективный румынский участок на шельфе Черного моря – это проект в Мидии. Там имеются месторождения Ana и Dojna. Проект способен обеспечить 10% потребности страны в газе, это около 1 млрд кубометров в год.
И вот недавно Украина заявила о том, что собирается искать газ на своем участке шельфа. Учитывая все вышеизложенное, оптимизм Киева в данном вопросе трудно назвать оправданным.
Читайте по теме. Турция отправит в Черное море еще одно буровое судно