Я убеждён, что ядерная энергетика необходима человечеству
и должна развиваться, но только в условиях практически полной безопасности.
Академик А. Д. Сахаров
Атомная энергетика для Казахстана с одной стороны — это прекрасно. Пожалуй, ни одна страна в мире не имеет таких возможностей развития атомной энергетики как Казахстан. Это связано прежде всего с тем, что Казахстан занимает первое место в мире по добыче урана, обеспечивая более 35% совокупной добычи урана в мире и второе место по объёму извлекаемых запасов.
В структуре природных энергетических запасов республики преобладает уран, доля его оценивается в 47%, в то время как на долю угля, нефти и газа приходится соответственно 33%, 13% и 7%.
Кроме того, в Казахстане в течение 30 лет в Усть-Каменогорске создавалась научная база использования урана, которая позволила высококвалифицированным специалистам разработать уникальные технологии изготовления таблеток для ядерного реактора. Уран является ядерным топливом, который в виде таблеток размером в несколько сантиметров используется в ядерных реакторах. Эти таблетки располагаются в герметично закрытых тепловыделяющих элементах (ТВЭЛ) атомных станций. От топливных таблеток зависит безопасная и надёжная работа ядерного реактора.
АО «Ульбинский металлургический завод» является сертифицированным производителем и основным поставщиком топливных таблеток для реакторов ВВЭР и РБМК России, а также для реакторов Франции и Китая. Весь добытый в Казахстане уран идёт на экспорт, поэтому естественно, что использование произведенных в республике таблеток для своей собственной атомной станции было бы исключительно выгодно для республики.
Все это, безусловно, надо учитывать и понимать, что перспектива развития атомной энергетики огромна для республики. Однако при развитии атомной станции надо думать не только о выгоде, но прежде всего о безопасности.
И, конечно, мы не можем забыть ни Чернобыль, ни Фукусиму, ни слова академика Сахарова — человека мирового масштаба, который являлся одним из создателей водородной бомбы и теории управляемого термоядерного синтеза, которые он, не являясь противником ядерной энергетики, сказал когда во времена его ссылки в Горьком намечалось строительство атомной станции теплоснабжения. Сахаров заявил, что он считает крайне опасным строительство наземных атомных станций.
Это связано не только с опасностью террористических актов, имеющих место до сих пор во всём мире или какого-либо вооруженного конфликта, но прежде всего из-за возможности ошибок персонала или возможностью природных катаклизмов, при которых авария на атомной станции будет подвергать смертельной угрозе жизни миллионов людей.
Поэтому он предлагал строить атомные станции под землёй, ибо в случае серьёзной аварии на станции, шахта в которой она находится, заваливается бетоном и не дает возможности распространения радиации. Он в то время сказал, что если бы он был бы главой города Горького то, он бы не допустил строительство такой станции в городе. История подтвердила его высказывание.
Поэтому хочу немного вспомнить. С 1973 года ядерная энергетика была национальным стратегическим приоритетом в Японии как страны в значительной степени зависящей от импорта топлива. Япония располагает 17 АЭС с 40 ядерными реакторами. После катастрофы на АЭС Фукусима в марте 2011 года все реакторы японских АЭС были постепенно заглушены. Большинство из них находятся в состоянии холодной остановки. Два реактора строятся, однако их возведение приостановлено.
Атомная энергетика США является крупнейшей в мире по вырабатываемой энергии — 19,6 %. Также за последние годы окупаемость АЭС оказалась под вопросом. Массовая добыча сланцевого газа опустила цену на него почти в три раза. Атомная энергия стала проигрывать газовым электростанциям, а сегодня и ВИЭ.
Агентство энергетической информации США прогнозирует сокращение атомного парка и доли атомной генерации в США, так как ввод новых мощностей не замещает в полной мере выводимые блоки.
Франция, по количеству вырабатываемой атомными электростанциями энергии занимает второе место в мире, а по доле атомной энергетики — первое место в мире. Доля атомной энергетики в стране превышает 70 %. Однако Франция имеет низкий уровень запасов и добычи энергоносителей в отличии от Казахстана. Поэтому она была вынуждена после энергетического кризиса начала 1970-х годов ускорить развитие атомной электроэнергетики для обеспечения энергетической безопасности страны.
Мы прекрасно понимаем, что времена изменились, что современные атомные реакторы совсем другого типа и вероятность аварии на них значительно меньше.
Я не являюсь специалистом-ядерщиком и поэтому совсем не вправе выносить вердикт о возможности её строительства.
Любой энергетик, понимающий вопросы режима энергосистемы, понимает, что атомная станция, работающая в базе, может прекрасно решить вопрос дефицита мощности в энергосистеме, но она требует наличия маневренных мощностей, которых итак не хватает в энергосистеме.
Однако при строительстве АЭС в Казахстане сразу возникают три проблемы:
Первая проблема связана с существующим дефицитом маневренных мощностей.
Вторая — с наращиванием маневренных мощностей в связи с утвержденными планами развития ВИЭ.
Третья — создание маневренных мощностей для обеспечения нормальной работы атомной станции.
Хватит ли у государства средств и возможностей для решения этих вопросов одновременно?
Продолжение следует …
Герман Геннадьевич ТРОФИМОВ,
д. т. н., профессор, заслуженный энергетик СНГ и Республики Казахстан
Направления развития электроэнергетики Казахстана: ВИЭ
Направления развития электроэнергетики Казахстана: путь устранения дефицита мощности Южного региона
Направления развития электроэнергетики Казахстана: Система накопления электрической энергии