Уровень воды в Токтогульском водохранилище снизился ниже отметки в 11 млрд кубометров. С учетом того, что за зиму Кыргызстан может потребить 6-7 млрд кубов воды, к весне ее объем может сократиться до критического.
По пессимистичному прогнозу, весной на главной гидроэлектростанции страны будут вынуждены ввести аварийное положение. Однако чиновники в энергетической отрасли заверяют, что прикладывают все усилия для недопущения такой ситуации.
Ситуация на водохранилище
На сайте ОАО «Электрические станции» при государственной компании «Национальный энергохолдинг» ежедневно публикуется информация об объеме воды в Токтогульском водохранилище. По данным сайта, с 3 декабря количество влаги стало сокращаться.
Технический директор ОАО «Электрические станции» Руслан Турганбаев ознакомил с положением дел на 5 декабря:
– На сегодня имеется 10 млрд 917 млн 36 тысяч кубометров воды. Приток воды составляет 154 кубометра в секунду, расход – 429 кубов. Для экономии воды мощность теплоэлектроцентрали Бишкека повышена с 300 мегаватт, мы ее удерживаем в районе 400 мегаватт. Сейчас нет больших нагрузок, но все зависит от объемов потребления населением электроэнергии.
В такой же период 2019 года объем накопленной в водохранилище влаги составлял 16,1 млрд кубометров, в 2020-м – 13,5 млрд.
Конечно, властями и ранее разъяснялось, что сокращение объемов воды имеет циклический характер и повторяется каждые 5-10 лет. В связи с этой ситуацией главное водохранилище страны вышло из зимы 2020-2021 с 8,5 млрд кубов воды. Встает вопрос – с каким объемом воды водохранилище завершит эту зиму?
В среднем, за зимний период Кыргызстан потребляет 6-7 млрд кубометров воды из Токтогулки. Если вычесть эту цифру от накопленного к декабрю объема воды, то к весне в Токтогульском водохранилище останется около 5 млрд кубометров влаги. При объеме ниже 7 млрд кубов на Токтогульской ГЭС могут объявить аварийное положение.
«Если [объем] снизится до 5,6 млрд кубометров, это означает, что уровень дошел до «мертвой» точки. Но до этого еще далеко. Мы надеемся, что до марта мы выйдем с достаточным объемом. Потому что мы же импортируем электроэнергию», – отметил Руслан Турганбаев.
В год энергосистема Кыргызстана в среднем вырабатывает 14-15 млрд кВтч. Потребляется электроэнергия в таком же объеме или больше. Например, в этом году прогнозируется, что потребление достигнет 18-20 млрд кВтч. Иначе говоря, дефицит составит 3-4 млрд кВтч, даже может достигнуть 6 млрд кВтч.
Кыргызстан каждый год импортирует электроэнергию при ее нехватке. Но в этом году страна вынуждена покупать ее у нескольких государств. С начала года электроэнергию импортировали из Казахстана и Узбекистана. Кроме того, Бишкек делал закупки у Таджикистана и Туркменистана. В последнее время рассматривается вариант импорта из России.
На заседании Совета безопасности 26 ноября министр энергетики Доскул Бекмурзаев представил следующую информацию:
– С повышением потребления к 1 апреля 2022 года ожидается снижение уровня воды до 7 млрд кубометров. Для бесперебойного обеспечения потребителей электроэнергией с Туркменистаном договорились об импорте 502 млн кВтч, с Казахстаном – 900 млн, Узбекистаном – 750 млн. На основе договоров продолжается обмен товарами.
По официальным данным, Токтогульская ГЭС вошла в зиму-2017/2018 с объемом воды в 19,2-19,6 млрд кубометров. Если в 2019 году объем достигал 16 млрд кубометров, то к весне он вырос до 17 млрд кубометров.
В 2007-2008 годы, когда показатели уровня воды в Токтогулке снизились до 7-8 млрд кубометров, практиковались так называемые веерные отключения.
Другая сторона проблемы
Сейчас в Кыргызстане работает семь крупных ГЭС: Токтогульская (мощность 1200 МВт), Курпсайская (800), Таш-Кумырская (450), Шамалды-Сайская (240), Уч-Курганская (180), «Камбарата-2» (120) и Ат-Башинская (40).
Давно планируется реализовать проект строительства Камбаратинской ГЭС-1, однако дальше планов дело пока не продвигается.
Свое мнение по этому поводу выразил глава комитета по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию Жогорку Кенеша Кожобек Рыспаев:
– Вообще, эта проблема долго не решается из-за недостатков предыдущих руководителей. Надо было переходить на режим экономии еще с лета, когда объем воды начал снижаться. Во-вторых, действующее министерство сообщало, что с 1 сентября введут в эксплуатацию четвертый агрегат Токтогульской ГЭС. Но и он не начал работать. Это тоже снижает выработку. Если импортируют закрепленные объемы электроэнергии, то можем выйти [из зимнего периода]. Если не поступят – будет тяжело. Конечно, не могу утверждать, что света совсем не будет, но отключений может быть много.
Из-за энергетического кризиса власти Кыргызстана ввели ежедневные, месячные и ежегодный лимиты. Энергетические компании призывали экономить электроэнергию, в некоторых районах даже пломбировали обогреватели. Несмотря на такие меры потребление превышает норму на 10-15%.
Заслуженный энергетик Кыргызстана Калый Рахимов считает, что одной экономии недостаточно, необходимо повышать тарифы:
– Тарифы держали на низком уровне, потому что в один год надо было избирать президента, в другой – парламент. Некоторые отмечают, что процесс образования тарифов стал иметь не социальный, а политический характер. При последнем повышении надо было увеличить стоимость и рядовым потребителям. Хотя бы на 10-15 тыйынов. Потому что у нас самые низкие тарифы в мире. Если поднимут тарифы, то население начнет экономить свет.
С 15 октября начали действовать новые тарифы на электроэнергию и тепло. Для населения цены остались прежними – 77 тыйынов при потреблении до 700 кВтч, но свыше этого лимита – 2 сома 16 тыйынов.
Для жителей горных и труднодоступных районов тарифы не будут превышать 77 тыйынов, несмотря на объемы потребления. Для предприятий и компаний установлена стоимость от 1,68 до 5,48 сома.
На заседании Совета безопасности 26 ноября президент Садыр Жапаров поручил снизить до 0,5 сома тариф на электричество для 110 518 семей. Разница в 27 тыйынов будет доплачиваться за счет бюджета. Не известно, до какого времени будет действовать этот тариф.
На заседании Совбеза глава государства обратил внимание на ситуацию в энергетической отрасли в целом:
– Энергетический сектор в настоящее время находится в глубоком кризисе. В течение 30 лет бывшие руководители безразлично относились к энергетическому сектору. В результате возникающие критичные проблемы не озвучивались, что привело нас к сегодняшней ситуации, и мы можем в любой момент оказаться на грани энергетического коллапса. Неэффективная система управления, коррупция, хроническое недофинансирование, техническая и технологическая отсталость в топливном секторе, зависимость от импорта топлива, отсутствие учета реального потребления, высокие технические и производственные потери, хищение электроэнергии — вот только часть проблем, стоящих перед энергетическим сектором Кыргызской Республики. Так продолжалось десятилетия. Степень износа основных узлов электростанций и сетей превышает 50%. Некоторые блоки гидроэлектростанций эксплуатируются более 30-40 лет. В итоге потери электроэнергии в сетях распределительных компаний за 10 месяцев 2021 года превысили миллиард киловатт. В результате роста потребления электроэнергии в начале 2021 года прогнозируется дефицит в 3 миллиарда киловатт. При этом мы теряем 3 миллиарда киловатт в год из-за неэффективности и морального износа электрических сетей.
Президент отметил, что за 10 месяцев 2021 года в Кыргызстане было 4 110 аварийный отключений. В среднем это 14 отключений в день. Но по неофициальным данным, по всем регионам были жалобы на отключения, таких жалоб много и сейчас.
В своем новом докладе Евразийский банк развития подчеркивает, что рост отключений электроэнергии в Кыргызстане негативно влияет на рост экономики. Потому что при отключении электроэнергии многие предприятия вынуждены останавливать производство или же сокращать его объемы.
Ситуация в энергетической отрасли Кыргызстана критическая — эксперт