Экспортеры газа заявляют о готовности поставлять водород, в том числе по уже имеющимся каналам. Какие перспективы у Азербайджана? Пока ЕС рассматривает проекты по переходу на «зеленую энергию» и полный отказ от ископаемых источников к 2050 году, поставщики углеводородов также держат руку на пульсе и рассматривают способы не отстать от тренда на альтернативную энергию. Так, среди прочих проектов по ВИЭ в последние годы на передовую позицию вышла и водородная энергетика.
Крупные экспортеры приводного газа уже не раз заявляли свое намерение занять место среди поставщиков водорода – Россия рассматривает проекты по производству водорода, Азербайджан готовит инфраструктуру Трансадриатического газопровода (ТАР) для его поставок.
Так, постпред РФ при ЕС Владимир Чижов на онлайн-брифинге сообщил, что Россия готова разрабатывать с Евросоюзом проекты в сфере водородной энергетики, в том числе в рамках проекта «Северный поток — 2», который может поставлять как газ, так и водород.
«Что касается разработки водородных проектов, то Россия готова сотрудничать и с ЕС, и с другими заинтересованными игроками на этом рынке для проработки разного рода деталей», — отметил он, напомнив, что современные технологии позволяют не только успешно использовать водород, но и смешивать его с природным газом.
Азербайджан рассматривает поставки водорода в ЕС
Азербайджан также заявлял о готовности поставлять водород на рынки ЕС. Так, член Совета директоров консорциума TAP Мурад Гейдаров заявлял ранее, что продолжаются работы, связанные с вопросами транспортировки водорода газопроводу.
Кроме того, по словам управляющего директора TAP AG Лука Скиеппати, консорциум планирует разработать технико-экономическое обоснование (ТЭО) транспортировки водорода по Трансадриатическому газопроводу.
«Мы считаем водород одним из новых рубежей, на котором следует сосредоточиться. По этой причине собираемся подготовить технико-экономическое обоснование, чтобы проверить, какое процентное содержание водорода в природным газе транспортабельно по нашей инфраструктуре», — заявил Скиеппати в интервью итальянскому изданию Energia Oltre.
По его словам, Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) и итальянская Snam проведут совместные исследования в сфере трубопроводной транспортировки водорода.
Зачем Европе водород?
По словам ведущего эксперта Национального фонда энергетической безопасности РФ Игоря Юшка, водород для европейцев будет не только энергоносителем – это скорее система хранения энергии.
«Европейцы хотят отказаться от ископаемых источников энергии, у них есть программа «зеленой сделки» — программа декарбонизации и по ней к 2050 году Европа должна отказаться от использования вообще любых ископаемых источников энергии и полностью перейти на возобновляемую энергетику», — рассказал Юшков Sputnik Азербайджан.
При этом, по словам эксперта, у ВИЭ есть одна большая проблема, связанная с хранением. Тогда как в традиционной энергетике нефть можно хранить в резервуарах или природный газ в подземных хранилищах, то с хранением энергии из ВИЭ есть проблемы.
«То есть углеводороды – это энергоносители, в них внутри заперта энергия и когда вы их сжигаете вы получаете эту энергию. Их легко регулировать и хранить. Лежит куча угля и пока ты их не сжег – это хранилище энергии. С ВИЭ сложнее – потому, что сразу же получается электроэнергия, ее хранить трудно. То есть сколько ты получаешь электроэнергии столько ты и потреблять должен», — рассказал Юшков.
Разрешить эту проблему предполагается как раз за счет водорода, отметил эксперт. Так, например, когда ночью потребление электроэнергии невысокое, а ветростанция все равно производит энергию лишнюю ее часть предполагают с помощью метода электролиза воды производить водород. И это будет зеленый, самый востребованный водород.
«В этом водороде будет заперта энергия, то есть он будет внутри хранить ее. А когда нужно будет больше энергии европейцы собираются брать этот водород и обратно его переделывать в энергию. То есть водород это в прежде всего система хранения», — сказал Юшков.
ЕС нужно больше водорода
По словам эксперта, в ЕС признают, что собственного произведенного водорода будет не хватать и поэтому часть водорода, возможно, будут импортироваться. И поставщики газа, такие как Россия и Азербайджан, логично предлагают экспортировать водород.
Юшков отметил, что Россия и Азербайджан крупные производители и экспортеры газа, из которого можно делать водород, поэтому в этом вопросе позиции стран довольно сильные. Однако пока не понятно, будет ли экспорт водорода таким же рентабельным как экспорт газа и смогут ли в целом европейцы отказаться от газа полностью.
«Наиболее распространенный метод производства водорода — это как раз из природного газа. Из него получается различный водород. Если методом электролиза воды производится водород из электричества от ВИА, тогда это становится зеленый водород. Если водород делается из газа – если при этом производстве водорода улавливается возникающий парниковый газ и производится их захоронение, тогда это голубой водород. Если не улавливается, то это серый водород», — рассказал он.
По мнению Юшкова, производители газа могут производить водород и предлагают европейцам, что, если они откажутся от закупки природного газа, то можно будет поставлять водород.
И плюс к тому европейцы говорят, что на первом этапе многие электростанции будут переводиться на газоводородную смесь, и производители говорят о готовности поставлять газоводородную смесь.
Несформированный рынок
По словам Юшкова, вопрос не столько в реализации поставок водородной энергии, сколько в спросе. «Пока очень много разговоров и программ развития водородной промышленности в Европе. Но реального рынка сбыта водорода как такого нет», — отметил эксперт.
Кроме того, нет и системы хранения водорода и в целом, все разговоры про водородную энергию — это только планы.
«На планы ЕС производители тоже отвечают планами и уверяют, что готовы поставлять ее. Пока не появился рынок водорода неизвестно сколько он будет стоить. И если неизвестно сколько он будет стоить, то как принять инвестрешение по строительству завода по производству водорода – ты же не знаешь сколько тебе нужно вложить чтобы он окупился так как нет цены на продукт», — сказал Юшков.