Когда рассуждают о преимуществах электромобилей, то говорят об отсутствии выхлопа, о КПД и о более простом техобслуживании. Но многие забывают о том, каким образом вообще вырабатывается электричество.
Для движению автомобилю с ДВС нужно сжигать углеводородное топливо. В результате он при работе выделяет СО2. В среднем каждый традиционный автомобиль в мире выделяет примерно 125 граммов на каждый пройденный километр пути. Электромобиль не выделяет СО2, но ведь углекислый газ выделяют тепловые электростанции, которые вырабатывают энергию для него.
И здесь следует изучить влияние на экологию такого фактора, как углеродный след. Это понятие отражает совокупность всех выбросов парниковых газов, произведенных прямо и косвенно для того, чтобы создать автомобиль, а также тот объем выбросов, который получается в процессе эксплуатации.
По результатам различных исследований, в которых сравнивали углеродные следы от производства автомобиля с ДВС и электромобиля, вред экологии от производства оказался значительным:
8,1 тонны СО2 в среднем выбрасывается в атмосферу при производстве электрического автомобиля
5,5 тонны СО2 в среднем выделяется при производстве машины с ДВС
Причем, до половины выбросов при производстве электромобиля проходится на создание аккумуляторов для нее. Общая разница в 32 процента говорит в пользу традиционного автомобиля, но углеродный след от ДВС преследует обычную машину на протяжении всего срока ее эксплуатации.
Для того, чтобы вред экологии, нанесенный при производстве электромобиля, сравнялся с вредом от производства машины с ДВС, он должен проехать от 120 тысяч до 130 тысяч километров. И огромную роль в уменьшении этого углеродного следа играет то, каким способом создается электроэнергия для питания электромобиля. АЭС и ГЭС практически не выделяют парниковых газов при генерации электричества, а вот тепловые электростанции сжигают уголь и другие углеводороды, выделяя тепло и создавая вредные выбросы в атмосферу.
Например, углеродный след от производства электромобиля в Норвегии закончится на отметке 14 тысяч километров пробега, потому что там 96 процентов электроэнергии получают от ГЭС и других возобновляемых источников. Но в Германии примерно 50 процентов всей электроэнергии вырабатывается при помощи ТЭЦ, и в этой стране углеродный след будет длиннее почти в 2 раза. Выходит, что электромобили надо делать долговечными, чтобы их батареи служили по 10–20 лет. Иначе вред от замены аккумуляторов через 3–5 лет полностью дискредитирует саму идею об экологичности электромобилей. А переработка в большом количестве вышедших из строя аккумуляторов — это отдельная тема, которая заслуживает глубокого анализа.
При росте парка электромобилей в мире человечество непременно столкнется с ростом потребления электроэнергии. Например, если к 2050 году в Европе 80 процентов машин будут электрическими, то для их зарядки дополнительно потребуется 150 ГВт/ч энергии. Сейчас страны ЕС совокупно потребляют примерно 3200 ГВт/ч электричества в год.
При увеличении количества электромобилей в городах воздух, конечно, станет чище из-за отсутствия выхлопов. Но вредные для экологии выбросы все же будут производиться, и этот объем будет нарастать по мере роста потребления электроэнергии. Первыми пострадают страны, где нет атомной и гидроэнергетики, а основной источник генерации электричества — тепловые электростанции. Поскольку мы все дышим одним воздухом, то в конечном итоге от ухудшения экологии на планете пострадают все.
Электромобили с точки зрения ТО намного дороже обычных авто