Литий в Дагестане – это реально

литий

В последний месяц в дагестанских СМИ появилось множество интервью и материалов, в том числе от различных «экспертов» и «специалистов», посвященных незнакомой для многих теме – запасам карбоната лития, якобы только обнаруженного в Дагестане. Одни объявляют, что уже пересчитали запасы лития в термальных водах республики, другие называют литий редкоземельным, хотя он является редким и рассеянным элементом. Третьи называют авторами решений задачи извлечения лития людей, не имеющих к этой тематике никакого отношения. Четвертые пугают экологическими проблемами, которые связывают с извлечением лития.

Я попросил внести ясность в эти вопросы профессора, доктора технических наук, директора Института проблем геотермии и возобновляемой энергетики – филиала Объединенного института высоких температур РАН Алибека Алхасова.

– Алибек Басирович, о месторождениях лития в Дагестане знают потенциальные инвесторы?

– В последние годы резко возрос спрос на литий в связи с новыми технологиями на его основе, и в дальнейшем спрос на литий будет расти еще быстрее. В связи с этим участились поездки к нам потенциальных инвесторов. С марта месяца этого года из-за санкций прекращена отгрузка карбоната лития из Аргентины и Чили. Для реализации проекта по добыче лития на дагестанских месторождениях необходима действенная поддержка властных структур разного уровня.

Ресурсы рассолов в РД достаточны для обеспечения потребностей России в литии и пищевой соли на сотни и более лет. Реализация проекта только на одном Тарумовском месторождении позволит решить проблему импортозамещения России по литию и пищевой соли.

– В какие годы стало известно о наличии лития в дагестанских подземных водах?

– О том, что Дагестан буквально лежит на месторождениях термальных вод, было известно с давних времен, но вопросами химического состава горячей воды заинтересовались после того, как в республике начали бурить нефтяные скважины. Оказалось, что попутные воды содержат множество ценных элементов. Тогда же заинтересовались проблемами их извлечения.

В 1980 году был создан наш институт, который входил в состав Дагестанского филиала АН СССР, далее он был в составе ДНЦ РАН, а с 2019 года является подразделением Объединенного института высоких температур РАН. С года основания в институте проводятся исследования по разработке технологий комплексного освоения высокопараметрических гидротермальных ресурсов и, в частности, исследования по извлечению из них лития.

Сотрудниками института получен ряд патентов на технологии извлечения лития из гидрогеотермальных рассолов. В 2014-2016 годах по Федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» нами выполнен проект «Разработка эффективной технологии комплексного освоения высокопараметрических минерализованных гидрогеотермальных ресурсов». В проекте предложены технологии утилизации тепловой энергии в бинарной геотермальной электростанции (ГеоЭС) и последующей утилизации из охлажденного рассола карбоната лития, карбоната кальция, магнезии жженной и пищевой соли.

На выходе из энергетического комплекса получаем опресненную воду, которую можно использовать на различные водохозяйственные цели. Извлечение ценных неорганических материалов обеспечивается электроэнергией, вырабатываемой на ГеоЭС, чем достигается полная автономия производства и независимость от внешних условий.

По этой тематике нами опубликовано более 20 статей в высокорейтинговых журналах, предлагаемые технологии приведены в монографии «Освоение геотермального тепла» (ее авторы: Алхасов А. Б., Алхасова Д. А., Алишаев М. Г., Рамазанов А. Ш., Рамазанов М. М.), которая вышла в 2022 году в Москве в издательстве «Физматлит». В институте создана лабораторная установка, основные операции технологии проверены в укрупненном масштабе, получены представительные партии продуктов.

– А была ли в Советском Союзе литиевая промышленность?

– Собственное производство из рудного сырья в ограниченных масштабах находилось в Иркутской и Мурманской областях. Но с развалом СССР оно практически прекратилось. Сегодня весь литий, используемый в различных отраслях экономики России, закупается за рубежом (Чили, Аргентина, Боливия).

В пределах Дагестана в подземных гидротермальных рассолах глубокого залегания выявлено 55 площадей с промышленным содержанием лития. Необходимо отметить, что для добычи этих рассолов можно использовать существующие скважины на выработанных нефтегазовых месторождениях.

Воды Дагестана относятся к хлоридным, натриево-кальциевым типам вод, по содержанию лития они уступают сибирским рассолам, но по соотношению содержания лития и других компонентов – магния, кальция – наши воды куда более предпочтительны. Наши воды добываются в условиях более комфортного климата, у нас достаточно квалифицированного инженерного и технического персонала, развиты инфраструктура и логистика.

– Не возникнет ли проблем с экологией, если начать крупное производство лития?

– Не возникнет, наши технологии рассчитаны на извлечение всех сопутствующих химических компонентов из геотермального рассола с получением на выходе пресной воды.

– Недавно в СМИ появилось интервью заведующего лабораторией Института геологии ДФИЦ РАН Василия Черкашина, где он говорит о своей готовности к решению задачи по извлечению лития из термальных вод. Я не слышал, что он занимается этой тематикой.

– Я тоже не слышал, не знаю ни одной работы Василия Черкашина по технологии извлечения лития. Он ссылается на наследие Магомеда Курбанова, который в последние годы работал в Институте геологии. Курбанов был крупным гидрогеологом, внесшим значительный вклад в изучение гидрогеотермальных ресурсов Восточного Предкавказья, долгие годы работал в нашем институте, позднее перешел в Институт геологии. Исследования по комплексному освоению гидрогеотермальных ресурсов всегда проводились в нашем институте.

– Я знаю, что в ближайшие дни у вас ожидается несколько встреч с потенциальными инвесторами, которые хотят заняться разработкой лития. Что им предлагает институт? 

– В институте накоплен значительный материал информативного и технологического характера, который необходим при составлении технико-экономического обоснования и проекта разработки конкретного месторождения. Мы можем осуществить научное сопровождение проектов разработки наиболее перспективных для освоения месторождений – таких, как Берикейское, Южносухокумское и Тарумовское.

РИА «Дагестан»

Facebook Comments