Недавно на юге Бенина на швейцарские деньги был построены и введены в строй две установки по производству биогаза. Местному населению они позволяют максимально эффективно использовать органические отходы, которые обычно просто выбрасываются ими на улицу, превращая города в помойки. Однако реализация этого проекта отнюдь не была историей со счастливым концом.
Грунтовая дорога, обочины который заросли кустарником, ведет нас через железные въездные ворота к водонапорной башне, на вершине которой развеваются видные издалека флажки с символикой Женевы, Швейцарии и Бенина. После двухчасовой поездки из Котону, экономической столицы Бенина, в город Уэгбо мы прибываем на полигон утилизации ТБО, учрежденный и реализованный в 2018 году женевским фондом ReBin. Нас встречает Марк Джаннелли (Mark Giannelli), президент фонда. Идея создать фонд ReBin родилась у него во время обучения по программе MBA в области технологий, проблем и условий перевода экономики на рельсы устойчивого развития.
Бенин этого предпринимателя из Женевы привлек сразу
В самом деле, данная страна, особенно на фоне своих соседей по региону Западной Африки, выгодно выделяется высокими стандартами в плане противодействия коррупции, решимостью искоренить преступность и действительно сделать рывок в области своего экономического развития.
«Я видел тут везде буквально груды мусора, дикая свалка отходов была устроена прямо посреди рынка, но там, где все остальные видели полную „безнадегу“, я увидел отличную возможность начать действовать», — объясняет Марк, который приглашает нас посетить его детище, современный полигон утилизации ТБО.
Будучи родом из Швейцарии, он наверняка не мог смириться с катастрофой в области мусора, с которой сталкивается Бенин.
Швейцария в этом отношении находится вообще на другой планете. Там не то чтобы не сорят, но там постоянно убирают и мотивируют людей сознательно относиться к раздельной утилизации мусора и просто развивать цивилизованное отношение к проблеме твердых бытовых отходов. И конечно, на создание современных систем утилизации ТБО нужны деньги. Которые есть у Швейцарии, и которых нет у Бенина. Почитайте, кстати, ниже, как в Швейцарии работают «мусорные детективы». Так вот, что же касается Бенина, то проект, который реализует Марк и который помогает превращать органические отходы в чистый и дешевый кухонный газ, это не только технология, которая более безопасна, это еще и новый подход самой Швейцарии к оказанию помощи развивающимся странам. В его основе лежат два тезиса: помощь для самопомощи и привлечение к этой сфере частного бизнеса.
Именно таким и оказался проект Марка Джаннелли, реализованный менее чем за год при поддержке местных умельцев. Полигон занимает площадь чуть более гектара, в его основе лежит философия экономики замкнутого цикла, о которой можно больше узнать из нашего нескучного видео ниже. Сначала вода из артезианской скважины используется для разведения рыбы, затем она поступает в биореактор, преобразующий в газ органические отходы, которые фермеры и сельские жители продают компании ReBin.
«Биореактор работает как большой желудок», — объясняет Марк Джаннелли
«Бактерии переваривают органический материал и вырабатывают биогаз, который благодаря своему небольшому удельному химическому весу поднимается вверх и через трубку в верхней части биореактора заполняет большие мешки, похожие на воздушные шары. Необходимости использования электричества тут нет. Такой „мешок“ потом можно подключить к газовой плите. Десять кило органических отходов производят 1 кубометр биогаза, который потом может гореть от 2 до 4 часов. Остатки, не переработанные в газ, превращаются в компост».
Долгосрочное видение
За три года работы полигона и газовой установки объем производимого биогаза удвоился, с учетом того, что если в 2018 году сотрудничали с этим проектом 230 местных семей, то в 2021 году этот показатель уже находился на уровне 452 семей. Все это время сам проект тоже не стоял на месте, постоянно развиваясь и подлаживаясь под местные потребности. Например, на его основе было создано партнерское хозяйство по утилизации органических отходов, собираемых на юге страны «Обществом по мониторингу и менеджменту ситуации в области сбора бытовых отходов» (Société de gestion des déchets et de la salubrité).
Учитывая важность снабжения регионов страны питьевой водой, фонд ReBin также намерен построить дюжину артезианских скважин, и уже в 2024 году каждый килограмм собранных органических отходов будет обмениваться на 12 литров питьевой воды. Производство биогаза однако сталкивается с проблемой в области мобильности. В стране без дорог очень сложно бывает элементарно добраться до полигона и привести на него свои отходы для продажи. Поэтому следующий этап развития проекта будет сосредоточен на децентрализации производства биогаза.
Как объясняет нам Дельфина Седону (Delphine Sedonou), менеджер полигона, вместо того, накапливать биогаз в таких полотняных мешках, в каждом домохозяйстве можно было бы установить небольшие мобильные биореакторы, напрямую подключенные к плитам — решение, которое уже доказало свою эффективность в других развивающихся странах. Но для этого нужны деньги. Фонд ReBin финансируется за счет субсидий, предоставляемых в основном городом Женева, рядом швейцарских фондов, а также за счет частных пожертвований.
В Бенине он с этими же целями пытается налаживать связи с местными НКО и властями, а в начале 2022 учебного года при его поддержке в школах страны был запущен пилотный образовательный проект в области информирования школьников об основах экологического законодательства.
«Долгосрочная цель состоит в том, чтобы убедить детей в преимуществах экономики замкнутого цикла и безотходных производственных технологий», — объясняет Марк Джаннелли.
Уточним, что дети школьного возраста составляют сейчас треть населения Бенина.
Биогазовый проект на берегу озера
Второй проект по производству биогаза, был реализован в 2017 году и тоже на швейцарские средства. Эта установка расположена в коммуне Со Ава (Sô Ava), на северном берегу озера Нокуэ (Nokoué), к югу от которого находится город Котону. Месторасположение каждой такой установки немаловажное значение. В данном случае из-за близости грунтовых вод к поверхности земли там невозможно было бы построить полностью заглубленный биореактор, поэтому тут его верхняя половина выступает из земли и она покрыта своего рода гибкой мембраной.
В офисе бенинской неправительственной организации ACED мы встречаемся с ее директором Дональдом Уэссу (Donald Houessou). Биореактор, по его словам, стал идеальным решением сразу двух проблем: с одной стороны надо было как-то решать вопрос утилизации отходов, с другой — проблему быстрого распространения в акватории озера водяного гиацинта (Eichhórnia crássipes), растения, очень мешающего рыбакам. В 2014 году НКО ACED обратился за помощью к инженерной компании EREP из западной франкоговорящей Швейцарии. «К нам часто обращаются разработчики биогазовых проектов в Западной Африке, с тем чтобы воспользоваться нашим техническим опытом», — говорит Ив Мембрез (Yves Membrez), директор EREP. Благодаря участию EREP проект в Африке смог получить финансовую поддержку за счет бюджета швейцарской правительственной платформы Repic.
Она была создана совместно Госсекретариатом по делам экономики SECO, Дирекцией МИД в области вопросов сотрудничества и развития DEZA, Федеральным ведомством по делам экологи BAFU und Федеральным ведомством энергетики BFE. Платформа отбирает и финансирует проекты в области возобновляемой энергетики в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Платформа Repic, как это обычно и бывает в Швейцарии, финансирует только 50% стоимости того или иного проекта — в данном случае финансирование составило сумму примерно в 100 000 швейцарских франков — вторую половину всегда вносят остальные участвующие в проекте организации. Данная поддержка позволила провести технико-экономическое обоснование проекта на берегу озера (2014-2015 годы), а также построить сам биореактор в Со Ава (2017-2019 годы). Однако даже наличие денег еще не гарантирует полного успеха.
Будущее биогаза в Бенине
По состоянию на 2019 год все еще выглядело тут более или менее позитивно. В своем отчете, предоставленном компанией EREP платформе Repic, было указано, что НКО ACED смогла самостоятельно установить несколько таких реакторов и в других муниципалитетах региона. Однако на данный момент, как говорит Дональд Уэссу, его биогазовая установка не работает уже полтора года: мешки потрескались, а отремонтировать их оказалось не так-то просто, местные умельцы просто не знали, что им и как делать. Чтобы понять, как и почему этот проект зашёл в тупик, я разговариваю с Анитой Фазель (Anita Fasel), координатором платформы Repic, в её офисе в городе Сен-Урсен (Sankt Ursen, кантон Фрибур). Она отмечает, что обычно в ходе реализации таких проектов используются местные стройматериалы.
Но в данном случае компании EREP пришлось импортировать брезент из Европы. Заключив контракт с Repic на срок в один год, компания EREP больше не контактировала с НКО ACED в Бенине, а поэтому не имела никакого понятия о том, что тамошний биореактор больше не работает. Как говорит Анита Фазель, Repic следит судьбой своих подопечных в течение пяти лет после окончания данного проекта. Ив Мембрез, директор EREP, говорит, что с момента представления компанией окончательного отчета, платформа Repic больше не связывалась с ним, равно как и с другими получателями средств за счет бюджета платформы. Таковых, по данным swissinfo, насчитывалось около 45, но только шесть из этих проектов, будучи завершенными в последние пять лет, действительно получили так сказать «послепродажное обслуживание» от платформы Repic, ресурсы и возможности которой, как видно, тоже не безграничны. Как говорит Анита Фазель, доля успешных проектов, поддержанных платформой Repic, составляет 87%.
«И это впечатляющая цифра, если учесть, что данные инновационные проекты реализуются в развивающихся странах». Тем не менее пока производство биогаза не получило столь уж широкого распространения в Бенине. На сайте бенинского Министерства по вопросам экологии и устойчивого развития нет ни единого упоминания о нём. Но фонд ReBin по-прежнему работает и не опускает рук. «Сегодня мы уже охватываем регион с населением около 14 000 человек, так что потенциал развития у нас по-прежнему огромен», — говорит Марк Джаннелли.
«Скоро в Уэгбо откроется новый современный рынок, поэтому нам придётся и там тоже заниматься утилизацией органических отходов».