Страны Центральной Азии страдают от нехватки энергии. Чиновники в сфере энергетики винят в ее плохой производительности низкие тарифы, а лидеры опасаются, что повышение цен вызовет негативную ответную реакцию.
В казахстанских городах люди мерзнут в своих квартирах из-за аварий, в селе в Таджикистане из-за отключения электроэнергии не работают водяные насосы, в Ташкенте экономят на уличном освещении. Уже не в первый раз зима резко обостряет проблему нехватки энергии в Центральной Азии и дает населению еще больше причин злиться на свои правительства. И это во время экономического кризиса, пишет Азаттык.
«Дефицит вызван главным образом бесхозяйственностью, — замечает эксперт из Бишкека Алишер Хамидов, консультирующий по проектам развития, в интервью Азаттыку. — В некоторых из этих стран огромные потери электроэнергии — до 40 процентов. Всё потому, что электросети сильно устарели, а правительства не обновляли их годами».
УЖЕ НЕ НА ЧЕМ ЭКОНОМИТЬ
Когда в октябре начались плановые отключения электроэнергии, в селе Сафармох Бобохоновой в 10 километрах от таджикского города Куляб прекратилось дневное электроснабжение. Но это была наименьшая из его проблем, рассказывает она Таджикской редакции Азаттыка.
«Водяные насосы работают на электричестве. Поэтому у нас уже месяц нет воды», — жалуется Бобохонова.
В населенных пунктах по всему Таджикистану, исключая крупные города, ежегодные отключения электроэнергии удлиняются с каждой неделей и вынуждают жителей переходить на уголь.
При этом на фоне всеобщей инфляции цены на уголь в этом году выросли на 20 процентов — ситуация, по словам трейдеров, усугубляется увеличением дорожных сборов, взыскиваемых всемогущей компанией по взиманию дорожных пошлин.
Но ошеломляющее свидетельство энергетического коллапса этой зимой продемонстрировала самая богатая на энергоресурсы страна Центральной Азии — Казахстан.
Экибастуз, город с населением 150 тысяч человек на севере Казахстана, расположен недалеко от двух крупнейших угольных шахт в Центральной Азии и всего в 15 километрах от электростанции, которая обеспечивает производство около 15 процентов электроэнергии страны.
При этом небольшая частная теплоэлергоцентраль, которая снабжает энергией сам город и которой уже почти 70 лет, вышла из строя 27 ноября. В это время в городе уже стояла температура до минус 30 градусов по Цельсию.
На видео, опубликованных в течение нескольких дней после аварии, запечатлено, как жители стоят у костра на улице, поскольку в их домах холоднее. В других роликах люди стоят в очередях, пытаясь получить электрический обогреватель.
Жители северо-восточного города Усть-Каменогорска также сообщают о проблемах с центральным отоплением.
Представитель теплоэлектроцентрали сообщил Азаттыку, что планы по расширению ТЭЦ для удовлетворения растущего спроса были прерваны геополитическими последствиями вторжения России в Украину, поскольку российские поставщики прекратили поставки оборудования.
Четыре из пяти стран Центральной Азии, за исключением богатого газом и закрытого в информационном плане Туркменистана, в прошлом месяце столкнулись с нехваткой электроэнергии.
В Узбекистане два года назад наблюдались редкие, небольшие протесты на уровнях областей по поводу нехватки электроэнергии. В этом году дефицит энергии выглядит столь же острым.
Как сообщили Узбекской редакции Азаттыка сотрудники ключевого завода по производству минеральных удобрений «Ферганаазот», расположенного в богатой сельскохозяйственными угодьями Ферганской области, в первой половине ноября они был вынуждены — почти на два месяца раньше запланированного срока — приостановить производство из-за нехватки газа.
В Ташкенте государственная компания, отвечающая за уличное освещение столицы, пояснила, что ночное освещение центральных улиц города будет «ограничено» с 16 ноября.
«Мы надеемся, что жители и гости города Ташкента с пониманием отнесутся к временным неудобствам в вечернее и ночное время, а также примут активное участие в решении общей задачи по максимально рациональному и экономному использованию в быту электрической энергии», — заявили представители компании «Тошшахарнур».
В то время как в Казахстане и Узбекистане наибольшая доля энергетического баланса приходится на тепловые электростанции, в Кыргызстане и Таджикистане в поддержании энергоснабжения важную роль играет гидроэнергетика.
Из-за этого объем питаемых ледниками водохранилищ, прилегающих к гидроэлектростанциям, таким как Токтогульская в Кыргызстане и Нурекская в Таджикистане, является постоянным источником беспокойства для правительств двух беднейших стран региона.
Однако эксперт, опрошенный Таджикской редакцией Азаттыка, заявил, что в этом сезоне таджикская электроэнергетическая компания «Барки Точик» не использовала наполнение водохранилищ в качестве оправдания, и предположил, что постоянные отключения электроэнергии в селах в этом году отражают приоритеты Душанбе.
«Крупные промышленные предприятия получают электричество в неограниченном объеме, и мы знаем, что электроэнергия экспортируется в Афганистан, — говорит экономист Абдурахмон Хакимзода. —– Хотя сначала мы должны обеспечить электроэнергией народ Таджикистана».