Гипотетические скидки на российский газ для Казахстана, которые описал министр энергетики страны Алмасадам Саткалиев, сложно не назвать баснословными — BFM.RU.
«У нас есть предварительно согласованный маршрут новых газопроводов из России. Россия, понимая, что эффективная работа возможна только в двустороннем режиме, идет навстречу в части предоставления цены», — цитирует чиновника inbusiness.kz.
По его словам, Москва готова продавать топливо Астане по цене, «которая в разы ниже европейских цен и гораздо ниже, чем на границе России и Беларуси».
Neftegaz.ru указывает, что чисто географически скидки могут быть оправданными — Казахстан куда ближе к крупным российским месторождениям, чем Беларусь. При этом сам факт заявления вызывает у портала вопросы — как говорится в статье, недавно назначенному на пост Саткалиеву не хватило опыта, чтобы оценить последствия своих высказываний.
Опасения озвучивает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
«Большой вопрос возникает: а почему Россия собирается продавать по такому ценообразованию, как затраты плюс? Потому что сейчас, по крайней мере по предварительным заявлениям, получается, что мы исходим из себестоимости, то есть будем брать некую минимальную доходность, и так определять цену — конечно, это неправильно. Нужно привязываться к каким-то рыночным индикаторам: либо к стоимости нефти, либо к стоимости газа на каких-то рынках, может быть. Мы беларусам, опять же, не так продаем газ — там цена по коммерческому контракту «Газпрома» с Беларусью выходит 150 долларов за 1000 кубов, и вот по политическим договоренностям межправительственных соглашений она снижается примерно до 130 долларов. Поэтому посмотрим, в общем-то, какой будет характер иметь некая комплексная сделка. Я думаю, что все-таки говорить о том, что мы будем продавать Казахстану дешевле, чем Беларуси, пока преждевременно. Опять же, потому, что это породит и претензии со стороны Минска — он будет указывать на то, что, посмотрите, у нас с вами союзные государства, союзные программы и вообще. Поэтому надо быть готовым к тому, что в итоге мы вынуждены будем продавать дешево и Казахстану, и Беларуси».
Если информация о предварительном согласии Москвы — не просто переговорный маневр Астаны, сделка может обеспечивать российской стороне некие долгосрочные преимущества. Например, в конце зимы Казахстан и Россия обсуждали строительство сквозного газопровода в Китай, который позволил бы расширить экспорт российского газа в Азию.
По словам самого Саткалиева, диалог о ценовых преференциях касается именно поставок на нужды Казахстана, а продлить газопровод до Китая было бы можно, но сейчас речь идет не об этом. В теории непосредственно соединять Россию и Китай через Казахстан не обязательно.
Продолжает замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:
«Казахстан предложил России принять участие в строительстве газопровода из Омска или Барнаула до Усть-Каменогорска, который предназначен в основном для газификации северных и северо-восточных регионов самого Казахстана, но возможно последующее его продление до китайской границы. И здесь, скорее всего, предполагается своповая операция, обменная, то есть российский газ будет фактически потребляться на внутреннем рынке Казахстана, но может формально продаваться в виде казахстанского газа на китайской границе. В этом случае цены могут быть, соответственно, существенно выше, и это может обеспечить какую-то привлекательную экономику для российского экспорта, потому что это экспорт Китаю в прошлом году был в районе 140 долларов за 1000 кубических метров на казахско-китайской границе. Это уже, конечно, намного лучше, чем те условия, которые может предложить Казахстан на своем внутреннем рынке».
Конкретную цену и обсуждаемые условия поставок власти Казахстана не озвучили. Как указывает Neftegaz.ru, Беларусь получает 1000 кубометров российского газа по цене чуть ниже 130 долларов и периодически просит у России приравнять тариф к стоимости для приграничной Смоленской области, то есть к 70 долларам. Ни в Москве, ни в Минске на заявления Саткалиева пока не отреагировали.