Почему нужно развивать возобновляемую энергетику, а не атомную

ВИЭ

37 лет назад, 26 апреля 1986 года, произошла авария на Чернобыльской АЭС. Один из реакторов был разрушен, и в окружающую среду попало значительное количество радиоактивных веществ. По официальным данным, 31 человек погиб от острого лучевого поражения или ожогов. По одной из оценок, вероятная дополнительная смертность от всех форм рака, вызванных чернобыльским облучением на глобальном уровне на период 1986–2056 годы, составит свыше 90 тысяч случаев.

По оценке ООН, большинство из 530 тысяч ликвидаторов получили дозы облучения, которые подвергли их здоровье серьёзному риску. Около 200 тысяч человек в результате аварии были вынуждены переселиться. Авария вызвала большие экономические потери. А следы чернобыльского радиоактивного загрязнения были отмечены во всех странах северного полушария.

Сегодня атомная энергетика часто позиционируется как важное решение в борьбе с изменением климата и продвигается как «зелёная» технология, требующая государственной поддержки.

Гринпис считает, что есть безопасная и более дешёвая альтернатива атомной энергетике — ВИЭ. И вот почему. 
Атомная энергетика — это радиоактивные отходы

В мире нет эффективных способов решения проблемы радиоактивных отходов, которые остаются опасными сотни тысяч лет. Как результат в качестве решений компании предлагают их перемещение из одного региона или страны в другой регион или страну, а также глубинное захоронение. При этом не существует проверенных способов надёжной долговременной изоляции радиоактивных отходов на всё время, пока они считаются опасными.

Что касается отходов в ВИЭ, то в этой отрасли уже есть доступные способы разумного обращения с ними. При этом важно улучшать технологии переработки и повторного использования материалов, используемых в производстве ВИЭ, а в самом производстве деталей — заменять вредные элементы на менее вредные.

Атомная энергетика оставляет климатический след

Сама по себе атомная энергетика не является энергетикой с нулевыми выбросами парниковых газов. Так, при добыче, переработке и транспортировке урана, необходимого для работы большинства АЭС в мире, выделяется большое количество парниковых газов.

Окрестности Чернобыля. Фото © Гринпис / Стив Морган
Окрестности Чернобыля. Фото © Гринпис / Стив Морган

Климатический след атомной энергетики может составлять в среднем 66 грамм СО2 экв. на кВт*ч выработанной электроэнергии, что по ряду оценок выше климатического следа ветровых электростанций и сравнимо со следом солнечных электростанций на основе фотовольтаики. То есть и по этому критерию атомная энергетика не имеет кардинальных  преимуществ перед ВИЭ.

Атомная энергетика не является возобновляемой

Большинство АЭС в мире сегодня работают на урановом топливе. По оценке МАГАТЭ и Агентства по ядерной энергии, относительно доступных ресурсов урана хватит примерно на 135 лет при текущем уровне потребления. Теоретически ресурсное ограничение уранового топлива могло бы быть решено за счёт топлива на основе плутония. Но для его масштабного использования нужно строительство специальных реакторов на быстрых нейтронах.

Специалисты по атомной энергии Гринпис проводят измерения радиации в окрестностях Чернобыля. Фото © Даниэль Мюллер / Гринпис
Специалисты по атомной энергии Гринпис проводят измерения радиации в окрестностях Чернобыля. Фото © Даниэль Мюллер / Гринпис

На международном уровне многие программы по строительству таких реакторов были свёрнуты или заморожены. Эта технология, как и любое другое использование плутония для производства ядерного топлива, крайне сложны и более опасны в исполнении, с точки зрения возможных последствий из-за высокой радиотоксичности изотопов плутония.

АЭС не так стабильны как кажутся

На АЭС могут случаться вынужденные незапланированные отключения, вызванные отказом оборудования, эксплуатационной ошибкой или внешними обстоятельствами, такими как погодные условия. Атомные станции уязвимы перед экстремальными погодными явлениями, в том числе вследствие климатических изменений.

Согласно информации Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), в последние десятилетия во всём мире отмечается рост числа сбоев в работе АЭС, связанных с изменением климата. На работу АЭС влияют, в том числе, волны жары, которые могут привести к проблемам с охлаждением реакторов и необходимости приостановить их работу.

Пожарные в радиоактивно загрязненной Брянской области. Фото © Владислав Залевский / Гринпис
Пожарные в радиоактивно загрязненной Брянской области. Фото © Владислав Залевский / Гринпис

АЭС зависят от близлежащих источников воды для охлаждения реакторов, а они могут оказаться недоступны из-за изменения климата. По данным Агентства по ядерной энергии при Организации экономического сотрудничества, слишком низкая или слишком высокая температура охлаждающей воды — самые распространённые  причины, связанные с погодой, из-за которых в мире, по последним доступным данным, с 2004 по 2013 год отключались АЭС. Всего за это время было зафиксировано 2690 отключений из-за этих причин. По мере дальнейшего роста среднегодовой глобальной температуры эта проблема может усугубиться.

Также необходимо помнить о цене каждой потенциальной крупной аварии. По подсчётам учёных, если бы в Западной Европе произошла авария с расплавлением зоны реактора только на одном энергоблоке, то около 28 миллионов человек так или иначе пострадали бы от загрязнения. Эта цифра ещё выше в более густонаселённых районах.

Ещё один риск — сейсмическая активность, которая стала причиной аварии на Фукусиме 2011 года. Причиной аварии может стать и человеческий фактор, например, нарушение техники безопасности, как это было на Чернобыльской АЭС, застраховаться от которого полностью просто невозможно.

Атомная энергетика не успеет внести большой вклад в сокращение выбросов

Для достижения нулевых парниковых выбросов к 2050 году нужны быстрые в реализации технологии, а АЭС строятся очень медленно. Средний срок строительства одного реактора составляет не менее 7–10 лет. Это значительно больше, чем сроки ввода аналогичных мощностей ВИЭ.

Знак о зоне радиации в Чернобыле. Фото © Даниэль Мюллер / Гринпис
Знак о зоне радиации в Чернобыле. Фото © Даниэль Мюллер / Гринпис

Например, в России за шесть лет с 2014 по 2019 год введено в общей сложности свыше 1 ГВт ветровых и солнечных станций, а затем столько же мощностей было введено только за 2020 год. Это во многом объясняется тем, что ВИЭ не требуют сложных систем безопасности и не отягощены сложным топливным циклом, для которого нужно строить отдельную инфраструктуру, а реализовывать проекты ВИЭ может более широкий круг компаний.

«Медлительность» атомной энергетики подтверждается её текущей и прогнозируемой долей в мировом производстве электроэнергии. По данным Всемирной ядерной ассоциации, доля атомной энергетики составляет сегодня 10%. При этом роста этой доли не ожидается, а вот доля возобновляемой энергетики будет расти.

Атомная энергетика дорогая и продолжает требовать огромных вложений от государства

Стоимость атомной энергии растёт, а возобновляемой снижается. В США несубсидируемые средние затраты на производство солнечной электроэнергии в период с 2009 по 2021 год снизились на 90%, а ветровой на 72%, тогда как себестоимость атомной энергии выросла на 36%.

Счетчик Гейгера показывает уровень радиации в Брянской области. Фото © Владислав Залевский / Гринпис
Счетчик Гейгера показывает уровень радиации в Брянской области. Фото © Владислав Залевский / Гринпис

При этом атомная энергетика непривлекательна для инвесторов в силу больших и сроков реализации проектов и высоких рисков. Для инвесторов привлекательны технологии, которые имеют низкую себестоимость, быстро окупаются и экономически эффективны. Как результат, объём инвестиций в проекты строительства реакторов 2019 года был более чем в 10 раз меньше инвестиций в ветровую и солнечную энергию.

Чтобы катастрофы, подобные Чернобыльской, никогда не повторялись, нам нужно перестать надеяться на атомную энергетику, а развивать возобновляемую.

Пока что доля зелёной энергетики в электробалансе России составляет 0,7%!

Лиза Кадетова

Facebook Comments