О китайской политике «зеленого развития»

На фоне усиливающегося климатического кризиса в мире все больше внимания уделяется вопросам «зеленого» развития. Практически весь мир и в том числе наша страна сталкиваются с негативными последствиями изменения климата, что сопровождается различными вызовами. В качестве ответной меры по адаптации и снижению последствий изменения климата наблюдается устойчивый мировой тренд по переходу на «зеленое» развитие, направленное на сбалансированность социально-экономического прогресса с бережным отношением к окружающей среде и рациональным использованием природных ресурсов.

О китайской политике «зеленого развития»

Изучение зарубежного опыта в сфере «зеленого» развития свидетельствует о лидирующей позиции Китая, что в свою очередь вызывает необходимость его глубокого изучения для возможной последующей имплементации в условиях Узбекистана.

Главной целью «зеленого» развития Китая, является достижение пиковых значений выбросов парниковых газов до 2030 г. и углеродной нейтральности к 2060 г. В ее основе лежит концепция Председателя КНР Си Цзиньпина об «Экологической цивилизации» Китая, направленной на сбалансированное и устойчивое развитие, а также гармоничное сосуществование человека и природы.

Согласно плану действий Китая по сокращению выбросов углерода до 2030 г. предусмотрен переход к «зеленой» энергетике, экологически чистому транспорту и инновациям в сфере «зеленых» технологий, а также экологичному образу жизни.

Охрана и восстановление окружающей среды

В КНР создан новый тип охраняемых территорий, основу которых составляют заповедники и национальные парки. Сегодня, в Китае действует около 10 тыс. подобных зон, занимающих более 17% территории страны. Это содействует защите 90% экосистем и 74% разновидностей диких животных.

В стране разработана система «красных линий», предусматривающих зонирование на сельскохозяйственные, экологические и городские территории (пересечение этих линий преследуется законом). Также внедряется платформа по управлению «красными линиями», которые будут соединены методами аэрокосмического зондирования и наземными системами экологического контроля.

Лесопосадка и создание «зеленых» поясов

Сегодня в Китае активно реализуются программы охраны и восстановления «зеленых» поясов и лесов. В результате, площадь лесов за 30 лет увеличилась в два раза, а объем лесного фонда достиг 19,5 млрд м3.

Ярким примером облесения для предотвращения опустынивания является лесная ферма «Сайханба» (провинция Хэбэй), благодаря которой улучшена экологическая ситуация в регионе Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй.

Так, в 1962 г. Министерство лесного хозяйства КНР решило построить искусственную лесную ферму, чтобы заблокировать движение песчаных земель, угрожавших столице страны и другим северным городам.

В настоящее время, «Сайханба» площадью 76,7 тыс. га. поглощает 860,3 тыс. тонн углекислого газа и выделяет 598,4 тыс. тонн кислорода, а оказываемые ею экоуслуги оцениваются примерно в 2,3 млрд долларов.

Озеленение и улучшение экологической структуры городов

В ходе урбанизации в КНР учитывают экологические стандарты, придерживаясь принципа сохранения окружающей среды.

В частности, с 2012 по 2021 гг. площадь озеленения городов выросла с 39% до 42%, а площадь парков на душу населения с 11,8 кв. м до 14,7 кв. м.

Также, ведется активная работа по улучшению систем очистки вод и утилизации бытовых и иных отходов. Так, к концу 2021 г. мощность очистки вод в городах и уездах достигла 247 млн мв день, мощность сжигания городских бытовых отходов превысила 770 тыс. тонн. Также вдоль 570 тыс. км автодорог созданы зелёные пояса и лесопосадки.

Развитие экологичного сельского хозяйства

Большое внимание уделяется развитию эко-сельского хозяйства и сельского туризма. К 2025 г. также планируется снизить использование пестицидов при выращивании фруктов, овощей и чая на 10%, при возделывании риса, пшеницы и кукурузы — на 5%.

Переход «зеленые» источники энергии

С 2012 г. по 2021 г. доля «чистых» источников энергии выросла с 14,5% до 25,5%, а доля угля снизилась с 68,5% до 56%. Кроме того, за 40 лет гидроэнергетика КНР выросла в 20 раз, превысив 370 ГВт., а суммарная мощность ВИЭ составила более 1 тыс. ГВт. (44,8% от общей мощности).

Развитие рынка экологического транспорта

«Зеленая» трансформация в КНР предусматривает активный переход на электротранспорт. Так, в 2012 г. было продано 13 тыс. электромобилей, а в 2022 г. их число достигло 5,9 млн (59% мирового показателя). При этом, число экологического транспорта в Китае в 2021 г., достигло 8 млн (50% мирового показателя), в их числе 508,9 тыс. автобусов и 207,8 тыс. такси.

На протяжении последних семи лет Китай является мировым лидером по выпуску и продаже электромобилей и электроавтобусов. При этом, рост электротранспорта сопровождается строительством зарядных станций. Так, на начало 2023 г. в КНР насчитывалось 5,21 млн зарядных колонок для электромобилей, из них более 2,59 млн построены в 2022 г.

Пропаганда «зеленого» образа жизни

На всей территории КНР ведется широкая пропаганда сортировки бытовых отходов. В сфере общественного питания продвигается политика отказа от одноразовой посуды. Сокращено использование бумаги путем введения электронных билетов и счетов. Кроме того, ведется интеллектуальный мониторинг потребления воды и электроэнергии.

Особое место в «зеленом» развитии занимает совершенствование законодательной базы в сфере экологии и охраны окружающей среды

В частности, кроме Конституции Китая, где прописаны положения об экологии, приняты и пересмотрены Законы «Об охране окружающей среды», «О контроле загрязнения атмосферы», «О контроле загрязнения воды», «О предотвращении и контроле загрязнения почвы», «О лесах».

В результате, в Китае сформирована «сильная» нормативно-правовая система охраны окружающей среды. При этом, обеспечение роста ВВП не является единственным критерием для оценки развития регионов или работы чиновников. Вместо этого устанавливаются обязательные целевые показатели, касающиеся ресурсов и окружающей среды.

Сегодня, применяется более сбалансированная система оценки экономического и социального развития, которая измеряет использование ресурсов, потребление энергии, ущерб окружающей среде и воздействие на экологию. Также, правительство обязывает должностных лиц проводить аудит природных ресурсов в конце срока службы. При этом, вводится пожизненная ответственность за нанесение ущерба окружающей среде.

Все это позволяет создать инструменты для проведения расследования экологических нарушений и обеспечивает гарантии «зеленого» развития.

Учитывая передовой опыт Китая в области «зеленой» трансформации, актуальным представляется его изучение и внедрение в нашей стране.

В частности, видится актуальной разработка «красных линий», путем зонирование экологических, сельскохозяйственных и городских зон. Это требует правового сопровождения и правоприменительной практики, в том числе привлечения к ответственности за нанесение ущерба окружающей среде.

Также важно налаживание производства и внедрение в республике современных водосберегающих технологий (системы капельного и дождевального орошения) в сельском хозяйстве, энергосберегающих технологий (солнечные панели, ветровые установки и накопители энергии) в промышленности, а также технологии утилизации различных отходов.

Кроме того, большой вклад в «зеленое» развитие страны внесет внедрение экологического транспорта (в том числе общественного), а также налаживание производства электромобилей в Узбекистане и расширения инфраструктуры зарядных станций для них.

Валижон Шавкиев,

главный научный сотрудник

Международного института Центральной Азии

Янги Ўзбекистон

Facebook Comments