Внесение изменений в энергетический сектор на первый взгляд может показаться несколько дорогостоящим, но для того, чтобы электроэнергетическая система функционировала, в любом случае необходимо делать инвестиции, а более дешевой альтернативы возобновляемым источникам энергии не существует, цитирует ERR руководителя Эстонской палаты возобновляемой энергии Сильвера Силлак.
Цена на электроэнергию в последнее время была очень высокой, но, по словам критиков, содействие переходу на возобновляемые источники энергии также слишком дорого и неприемлемо для потребителей.
Необходимо инвестировать в энергопроизводство
Инвестиции в новые генерирующие мощности в любом случае необходимы, поскольку технический ресурс существующих Нарвских сланцевых блоков исчерпан. Теоретической альтернативой инвестированию в возобновляемую энергетику является строительство новых сланцевых электростанций или атомной электростанции.
В случае со сланцевыми электростанциями необходимо субсидировать не только строительство новых электростанций, но и их эксплуатацию, поскольку электроэнергия, производимая из сланца, уже не является конкурентоспособной на рынке.
Европейская система торговли квотами на выбросы (ETS), которая нанесла смертельный удар сланцевой электроэнергии, действует с 2005 года и доказала, что является эффективной мерой экологической политики, признанной как экологами, так и предпринимателями. Маловероятно, что в будущем система будет ликвидирована или ее эффективность существенно снизится, поэтому понятно, что никто не будет инвестировать в новые сланцевые электростанции.
Строительство атомной электростанции, которое, безусловно, не может быть завершено до конца следующего десятилетия, происходит значительно медленнее по сравнению со строительством мощностей по производству и хранению возобновляемой электроэнергии и связано с гораздо более масштабными и распространенными рисками, такими как низкая степень готовности подходящей для Эстонии технологии и вытекающие из этого технологические задержки и перерасход средств, необходимость создания совершенно новых правил и институтов, нехватка квалифицированной рабочей силы, сложность выбора места, общественное сопротивление, необходимость импорта ядерного топлива и управления отходами.
В случае материализации рисков существует риск нехватки электроэнергии в будущем. В проведенном по заказу государства исследовании возможностей производства электроэнергии, нейтральной для климата, отмечается, что даже в случае строительства атомной электростанции необходимо значительно увеличить использование морской и наземной энергии ветра, а также солнечной энергии и батарей. В итоговом отчете Рабочей группы по ядерной энергетике также подчеркивается, что опора на ядерную энергетику не должна привести к отсрочке разработки проектов возобновляемой энергетики, поскольку они в любом случае необходимы.
Единственный вариант — возобновляемая энергия
В исследовании климатически нейтрального производства электроэнергии ветровая энергия и ее хранение или ветровая энергия и биогаз оцениваются как благоприятные сценарии будущего для Эстонии. Это означает выбор между различными технологиями возобновляемой энергетики, а не между возобновляемой энергией и чем-то еще.
Разница между упомянутыми сценариями заключается в том, что в первом случае к 2050 году в Эстонии будут, помимо прочего, морские ветропарки мощностью 4 ГВт, солнечные парки мощностью 2,1 ГВт и батареи мощностью 8,6 ГВт, во втором случае — морские ветропарки мощностью 1,8 ГВт, солнечные парки мощностью 3,8 ГВт, батареи мощностью 5,9 ГВт и газовые электростанции, работающие на биогазе, мощностью 1 ГВт.
Стоит отметить, что по обоим сценариям в Эстонии должен быть построен как минимум один морской ветропарк. Причина, среди прочего, заключается в том, что морской ветропарк мощностью 1 ГВт производит примерно на 500 ГВтч больше электроэнергии в год, чем наземные ветропарки такой же мощности, особенно в зимний период, когда спрос на электроэнергию выше.
Внесение изменений в энергетический сектор на первый взгляд может показаться дорогостоящим, но эти инвестиции в любом случае необходимо сделать для функционирования электроэнергетической системы, и более дешевой альтернативы возобновляемым источникам энергии не существует.
Конечно, большая часть инвестиций поступает из частного сектора, но без государственной поддержки по снижению рисков ни один частный инвестор не сможет осуществить вложения на сотни миллионов евро или получить для этих целей кредит в банке.
На данный момент существует высокая потребность в поддержке со стороны государства, поскольку государство в течение длительного времени не способствовало строительству новых ветропарков и их подключению к сети, поэтому теперь для этого необходимо найти больше денег.
В 2023 году энергетический сектор добился успеха: впервые за последние десять лет к электросети Эстонии было добавлено 127 МВт новых мощностей по производству ветровой электроэнергии. Подробнее об этом можно прочитать в ежегоднике по возобновляемой энергетике, издаваемом Эстонской палатой возобновляемой энергии.
В сложившейся ситуации экспертам сложно предсказать даже то, какой будет цена на электроэнергию на следующий день. Поэтому невозможно дать точный ответ на вопрос, какое влияние наш выбор окажет на цену электроэнергии через 10, 20 или 30 лет, поскольку она зависит от слишком многих переменных. Понятно, что себестоимость электроэнергии, произведенной из возобновляемых источников энергии, является самой дешевой из всех альтернатив, а опыт других европейских стран показывает, что там, где возобновляемой энергии больше, цена электроэнергии для потребителя ниже.
Новые мощности по производству возобновляемой энергии приобретаются в Эстонии посредством тендеров, что обеспечивает минимально возможные затраты для налогоплательщика. Таким образом, возобновляемые источники энергии являются наименее рискованным выбором для достижения разумной цены на электроэнергию, а также для защиты окружающей среды и надежности поставок.
Интересы нынешних и будущих потребителей
Изменения в энергетическом секторе происходят медленно. Плоды наших нынешних инвестиций созреют через пять-десять лет, но будущим потребителям и предпринимателям придется жить с последствиями этих решений в течение нескольких десятилетий. Поэтому необходимо задуматься о приемлемости этих решений не только для нынешних, но и для будущих потребителей.
По данным Фонда предпринимательства и инноваций, новые предприниматели ожидают, что покупаемая ими электроэнергия будет поступать из возобновляемых источников, поэтому без достаточного снабжения возобновляемой электроэнергией в Эстонии не будет осуществлено ни одной крупной промышленной инвестиции.
Также очевидно, что сегодняшняя молодежь надеется на смягчение последствий изменения климата и поддержку возобновляемых источников энергии. Согласно опросу экологической осведомленности жителей Эстонии, 59% жителей Эстонии обеспокоены глобальным изменением климата, при этом наибольшую обеспокоенность выразили лица в возрасте 15-29 лет. Пилотное исследование экологического сознания местных школьников подтверждает, что больше всего изменением климата обеспокоены учащиеся 9-12 классов.
Несмотря на войну в Украине, 40% жителей Эстонии по-прежнему считают самым важным в производстве электроэнергии наименьший возможный ущерб окружающей среде, 31% отметили важность стоимости электроэнергии, и 29% — подчеркнули важность независимости от иностранных источников энергии. Согласно опросу общественного мнения касательно ветропарков, 72% населения поддерживают строительство морских ветропарков и 62% — наземных ветропарков. При этом больше всего строительство как морских, так и наземных ветропарков поддерживают лица в возрасте 15-34 лет.
Действительно, наиболее скептически к строительству ветропарков относятся люди, рядом с местом проживания которых планируется построить ветропарк, но в последнее время появились обнадеживающие признаки того, что более прозрачная коммуникация, привлечение к участию общественности, тщательная оценка воздействия на окружающую среду и также выплачиваемые местным жителям пособия привели к том, что все больше людей начали поддерживать строительство ветропарков.