В мартовском обзоре Международного энергетического агентства (МЭА) нашлось место для позитива в отношении перспектив каждого из энергоносителей, но подлинных успехов сегодня добиваются возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и природный газ, цитирует LNG.expert колумниста Reuters Клайда Рассела.
В 2024 году глобальный спрос на энергоносители вырос на 2,2%, а эксперты МЭА характеризуют этот показатель как «выше среднего».
В мире энергетики доминируют ВИЭ
Кем и чем обеспечено ускорение? Государства с формирующейся рыночной экономикой и развивающиеся страны обеспечили более 80% роста, а ведущим сектором стала электроэнергетика, прибавившая 4,3% в 2024 году, что почти вдвое превышает среднегодовой показатель за десятилетие.
Судя по отчету МЭА, в 2024 году мощность ВИЭ выросла на 700 ГВт. Годовой рекорд обновляется 22 года подряд. Сегодня — наряду с развитием ядерной энергетики — 80% производства электроэнергии обеспечивается источниками с низким уровнем выбросов.
«Авторы обзора МЭА концентрируют внимание на двух темах. Первая — ВИЭ являются движущей силой создания новых генерирующих мощностей. Вторая — именно развивающиеся экономики, особенно в Азии, будут определять, какие источники энергии в ближайшие годы продемонстрируют наибольший рост, а какие — максимальный спад», — считает Рассел.
По данным МЭА, в 2024 году глобальная выработка электроэнергии выросла на 1 200 ТВт/ч (+4%). Солнечная энергетика взлетела на 480 ТВт/ч, а ветровая — на 180 ТВт/ч. Гидроэнергетика прибавила 190 ТВт/ч, но тут в МЭА считают причиной роста засилье дождей, а не прирост генерирующих мощностей.
«Китай вновь доминирует в наращивании генерирующих мощностей за счет ВИЭ. Доля страны в мировом объеме возобновляемых источников энергии, подключенных к энергосистеме, достигает двух третей. Это 340 ГВт солнечной энергии и 80 ГВт энергии ветра. Индия добавила 30 ГВт солнечной энергии, что в три раза больше, чем в 2023 году. Но использование солнечной энергии в Индии составило менее 10% от того, чего Китаю удалось достичь в 2024 году», — пишет колумнист.
Уголь важен, но позиции сдает
В чем ирония сложившейся ситуации? В том, что Китай и Индия остаются лидерами спроса на уголь: КНР получает около 60% электроэнергии за счет этого топлива, а Индия — почти 75%. Но спрос на уголь в 2024 году вырос всего на 1%, хотя и достиг рекордного уровня, а Китай потребляет на 40% больше угля, чем весь остальной мир.
Доля угля в мировом производстве электроэнергии в 2024 году снизилась до 35% — до минимума с 1974 года. Этот вид топлива важен, но его использование все чаще ограничивается Китаем, Индией, рядом стран Юго-Восточной Азии и Африки.
«Такая концентрация интереса к углю не сулит ничего хорошего мировому рынку морских перевозок, ведь ведущие потребители угля являются его крупными производителями, и все они делают ставку на внутреннюю добычу, а не на импорт», — прогнозирует Рассел.
Газ всегда в тренде
Вторым триумфатором 2024 года в энергетике — после ВИЭ — стал газ. По оценке МЭА, спрос на «голубое топливо» достиг рекордного уровня (+2,7%) — 115 млрд куб. м. А в период с 2019 по 2023 год этот показатель не превышал 1%.
Вновь главной движущей силой стала Азия, поскольку спрос Китая на газ взлетел из-за аномальной жары и перевода грузового транспорта на сжиженный природный газ (СПГ).
Но солидные темпы роста спроса на «голубое топливо» зафиксированы в Китае в первом полугодии (более 7%), а в ноябре-декабре 2024 года Пекин ушел в минус в вопросе спроса — во многом, из-за роста спотовых цен на СПГ.

«Урок в том, что страны Азии хотят использовать больше СПГ, но делать это будут только при наличии конкурентоспособных цен», — уверен колумнист.
Поклонники ископаемых видов топлива, ознакомившись с отчетом МЭА, с удовлетворением отмечают — спрос на них растет. Но они упускают из виду главный тренд — ВИЭ развиваются и расширяют присутствие в быстрорастущих регионах мира гораздо стремительнее.