Майнинг угробит энергосистему РК

Энергетический кризис бодро шагает по планете Земля. Электрической энергии уже не хватает не только все еще быстрорастущему Китаю, но и микроскопической Швейцарии. Власти этой страны заявили о необходимости сокращения потребления электроэнергии, ибо “зима близко”.

Уведомление получат около 30 тыс. компаний, потребляющих более 100 тыс. кВт/ч в год. Их могут попросить сократить потребление на 10-30%, если в стране будет наблюдаться острая нехватка электроэнергии. Однако промышленные объекты эта мера затронет в последнюю очередь.

И только в Стране Великой степи “все хорошо, прекрасная маркиза”. Мы приняли решение все угольные электростанции к 2050 году вывести из эксплуатации. И это притом, что в текущей структуре топливной генерации уголь составляет основную долю – 74% от совокупного потребления условного топлива. По данным МИИР, угольные запасы в стране составляют почти 34 млрд тонн, или 4% мировых. По этому показателю Казахстан входит в десятку стран-лидеров.

Более того, мы гордо несем звание обладателей второго места в мире по (прости, Будда) “добыче” криптовалюты.

Распределение хешрейта по миру после ввода запрета майнинга в КНР

За это нам нужно сказать спасибо Китаю, который сам “вытолкал” майнеров взашей. И вот оттуда-то приличная часть этих “электрических шахтеров с вентиляторами” и перебежала к нам.

Но недолго музыка играла, недолго наши министры танцевали, обмывая серебряную медаль по странному бизнесу: “Иди туда, не знаю куда, и добудь то, не знаю что”.

13 октября на региональном кегоковском селекторе северного региона страны прозвучало сообщение, что с 18 октября вводятся поправки в “Правила оказания услуг системным оператором”. Новшество состоит в том, что станция, теряющая мощность из-за аварии, должна в течение 20 минут докупить на стороне и заместить недостающую мощность.

Руководители экибастузских станций ГРЭС-1 и ГРЭС-2 возмутились, и было из-за чего. По их словам, из-за дефицита мощности в стране KEGOC силовым методом не давал им выводить в плановые ремонты блоки, находящиеся в предаварийном состоянии. А ведь только в сентябре один из блоков аварийно останавливался 4 раза. Теперь за те решения оператора – не останавливаться на ремонты – будут платить сами станции и сами же покупать энергию на стороне.

Что им и подтвердили, напомнив, что дефицит электроэнергии в Казахстане на данный момент составляет 1,7-1,8 ГВт. Так что ситуация крайне тяжелая. А любой выход блока из эксплуатации будет приводить к катастрофическим последствиям, вплоть до неуправляемости процесса.

И на следующий день, 14 октября, этот негативный сценарий пророчески сбылся: два блока встали одновременно.

 

Эту же новость разместил у себя портал AFTERSOCK, снабдив ее следующим комментарием.

 

Работающие “в поле” казахстанские энергетики уже давно характеризуют нынешнее состояние отрасли самой известной фразой Сергея Лаврова.

“Государство снижает тарифы для народа и создает льготные условия для МСБ однозначно не для майнеров. А они присосались, как вампиры. Что это за деятельность без полезного для общества и страны КПД?”

Кстати, да. Основатель корпорации OMROM Кадзума Татеиси в своей книге “Вечный дух предпринимательства” сказал мудрые слова: “Бизнес должен быть социально полезным”. И расшифровал:

“Пчела собирает нектар отнюдь не для того, чтобы опылять цветы, она желает получить мед. Тем не менее в конечном результате она служит интересам цветов. То же самое происходит и с предприятием, которое, стремясь к получению прибыли, служит интересам общества”.

А как майнинг служит интересам общества?

К слову, на кегоковском селекторе 13 октября об “электрических копателях” тоже говорили. Оказывается, кто-то радуется нашему второму месту по добыванию неизвестно чего неизвестно где, а другие плачут: общая казахстанская энергосистема не предназначена для майнинга. То есть она просто не готова к подключению такого количества прожорливых потребителей.

Следует отметить, что один контейнер потребляет от 1,0 до 1,5 МВт.

Автор, как житель города Темиртау, приведет пример, так сказать, на самом себе. Город первого президента, он же город металлургов (без учета “АрселорМиттал Темиртау”), потребляет от 25 до 35 МВт. А при сильных морозах зимой потребление доходило до 50 МВт.

Отсюда выводим формулу: майнинг-ферма из 50 сорокафутовых контейнеров съедает электроэнергии столько же, сколько город с населением 180 тысяч человек.

Совершим небольшое путешествие в семитысячный поселок Актау, что в Карагандинской области, где на распределяющей подстанции “присели” сразу три майнинговые фирмы: из Южной Кореи, Турции и РК.

Как видно, светлее от новых соседей в поселке не стало. Граждане полицейские даже завели уголовное дело по статье 188 УК РК “Кража”.

Вышки 5G казахстанцы еще не громили. Но не факт, что этой участи избегут “новые фермы”, которые растут как грибы после дождя.

Сначала иностранным майнерам разрешили зайти в нашу страну. Дали им техусловия и подключили к энергосистеме. А когда они расплодились, как кролики, которых стало нечем кормить, вдруг выяснилось, что в отсутствии корма виноваты электростанции. А не те “стратеги” от энергетики, которые даже не пытались просчитать последствия от подселения в нашу квартиру неизвестно кого.

Но выгнать “электрических копателей” Казахстан не может: мы же члены мирового сообщества. Да еще и вновь стали членом Совета Организации Объединенных Наций по правам человека. Так что, защищая их право на свободный труд, мы будем защищать их законное право гробить казахстанскую энергосистему. И наше государство как таковое.

И да, важное замечание: энергосистему страны угробили еще до прихода майнеров – наши эффективные менеджеры высшего звена. А майнингисты лишь вобьют последний гвоздь в ее гроб. Не дай Будда, еще и ко Дню независимости.

По некоторым данным, на середину текущего года майнинг съедал 1,2 ГВт. Для сравнения, мощность одного энергоблока на экибастузских ГРЭС-1 и ГРЭС-2 составляет 500 МВт. То есть, по сути, 2,5 блока работают только на майнинг.

Не на казахстанскую промышленность.

Не на казахстанский МСБ.

Не на казахстанский народ.

А на большей частью иностранные фирмы, с которых наше государство ничего не имеет.

Да, они платят за потребляемую электроэнергию.

Но это равносильно тому, как вампир платил бы своей жертве за каждый грамм выпитой крови. Деньги-то жертва получит. Но посмертно.

Раньше черную металлургию отдали на откуп иностранцам, которые ее и угробили. Теперь вот очередь энергетики подошла.

И опять вспомним народную мудрость: Жаман үйді қонағы билейді.

В плохом доме гость – хозяин.

P. S. Но плюсы в этом перманентном бардаке есть. Грядущий коллапс должен заставить задуматься граждан, ответственных за судьбу страны, и вынудить их принять правильные решения. Времени для этого мало, но еще есть.

В 2019 году господин Бозумбаев заверял, что у нас будет профицит электроэнергии.

И вот теперь активная деятельность “электрических копателей” позволила нам увидеть реальное состояние дел в энергосистеме страны.

Читайте по теме. Майнинг биткоинов в Казахстане внезапно взлетел в шесть раз

inbusiness.kz

Facebook Comments