Тарифы в Казахстане продолжают будоражить народ. Так, например, отказ от дифференцированного тарифа на электричество не привел к снижению его стоимости. Об этом заявил мажилисмен Роман Ким.
По словам депутата, ситуация по снижению тарифов и сохранению дифференцированных тарифов на электроэнергию в последние годы напоминают игру в пинг-понг между депутатами мажилиса и министерствами энергетики и национальной экономики.
«Чем длиннее длится тур, тем больше страдают потребители, и в первую очередь сельхозтоваропроизводители, переработчики сельскохозяйственного сырья, а также сельские жители. Необходимость наведения порядка в вопросах тарифообразования было неоднократно отмечено и руководством страны. Вместе с тем воз и ныне там», – сказал Ким, озвучивая депутатский запрос.
Он напомнил, что в 2017 году в Казахстане отменили дифференциированный тариф на электричество.
«Что изменилось с тех пор? Отвечу: возросли только расходы граждан и сельхозтоваропроизводителей. А ведь рынок и население в свое время поверили правительству, закупили и установили недешевые двухтарифные счетчики и другое оборудование, перестроили производственный процесс и работу трудовых коллективов», – пояснил он.
Одновременно с отменой дифференцированных тарифов были введены нормы, обязывающие министерство энергетики за счет устранения излишних посредников из числа энергопередающих компаний снизить тарифы, отметил мажилисмен.
«Но опять: о каком снижении тарифа на электроэнергию можно говорить, когда ее транзит происходит по длинной цепочке – от станции до потребителя – настолько длинной, что возрастает по пути в три и более раз. При этом каждый участник не упускает свою прибыль. Так, к примеру, электроэнергию для Костанайской области поставщик «МежРегионЭнергоТранзит» покупает у Экибастузской ГРЭС по цене 7 тенге за кВт/ч и продает ее не напрямую, а через множество других компаний-посредников, в итоге дойдя до реального фермера, она стоит уже 23 тенге. Что практически разоряет последнего», – рассказал Ким.
По мнению депутата, сегодня в Казахстане наблюдается парадоксальная картина: чем больше производим электроэнергии и в стране наблюдается ее профицит, тем выше становятся тарифы.
«При этом более 51% производимой электроэнергии в стране продают на закрытых торгах, видимо, есть что скрывать. Непонятно, как можно с таким профицитом электроэнергии в ночное время, когда электроэнергия в избытке и некуда ее девать, а также продолжающейся работой по сокращению излишних посредников нельзя вернуться к ночному тарифу. Наверное, Минэнерго выгоднее продавать электроэнергию по бросовой цене с той же Экибастузской ГРЭС в соседнюю Россию, чем отдавать своим потребителям», – предположил он.
Мажилисмен сокрушается, что в результате «интересы энергопроизводящих и энергопередающих компаний, в том числе частных, были поставлены выше интересов перерабатывающих предприятий, сельхозтоваропроизводителей, а также граждан».
«В связи с вышеизложенным настоятельно просим принять более действенные меры по ликвидации излишних посредников между объектами генерации и потребителями электроэнергии. А также рассмотреть вопрос возврата дифференцированных тарифов на электроэнергию с разработкой и внедрением гибкой схемы тарифообразования, предоставив право выбора потребителю заключать договора либо по дифференцированному по зонам суток, либо по одноставочному тарифу как в большинстве развитых стран мира», – заключил депутат.
Читайте оп теме. В Казахстане рассказали, как сделать электричество дешевле
Читайте по теме. Тарифы в Казахстане. Сначала вниз, потом вверх?