Завершение режима нерабочих дней в середине мая не привело к росту энергопотребления в РФ. Оно снизилось из-за карантина во время пандемии COVID-19, но выход из карантина не привел к значительному увеличению спроса на энергию.
Несмотря на то, что к концу мая спрос на электроэнергию вырос в сравнении данными на начало месяца, это не помогло довести объемы энергопотребления даже до низких апрельских показателей. Об этом рассказал заместитель директора “Сообщества потребителей энергии” Валерий Дзюбенко.
“Средние данные электропотребления за май существенно, примерно на 10%, ниже апрельского уровня. В сравнении с аналогичными периодами прошлого года электропотребление в апреле снизилось на 3%, а в мае еще больше – на 5,2%”, – сказал он.
Консультант Vygon Consulting Максим Баранов отсутствие роста спроса на электроэнергию в мае объясняет тем, что предприятия сферы услуг и торговли с окончанием режима нерабочих дней еще не вернулись к прежнему графику. По его оценке, на этих потребителей пришлось до 6% от общего объема снижения энергопотребления.
Минэнерго дает более оптимистичные цифры. По оценке министерства, энергопотребление в РФ с 30 марта по 20 мая снизилось на 3,4%, передал источник ТАСС, знакомый с итогами заседания рабочей группы Госсовета по энергетике, проведенного на прошлой неделе. При этом ведомство отмечает, что этот показатель очищен от температурного фактора.
Главный потребитель энергии в РФ связан сделкой ОПЕК+
Влияние на объемы электропотребления в мае оказало и вступление в силу сделки ОПЕК+. Ее условия предполагают сокращение добычи нефти российскими нефтекомпаниями в мае – июне на 19% к февральскому уровню. По итогам первого месяца реализации сделки предприятия добывающей промышленности уменьшили электропотребление на 11,5%. Трубопроводная система “Транснефти” в мае снизила спрос почти на 20%.
Отрасль добычи и транспортировки нефти является одной из самых крупных потребителей электроэнергии, на которую приходится десятая часть всего энергопотребления в стране. По оценке Баранова, только “Транснефть” ежегодно покупает 15-20 млрд кВт*ч, что составляет около 2% от общего потребления в Единой энергосистеме (ЕЭС) России.
“Обязательства России по сокращению добычи нефти в 2020 году в рамках сделки ОПЕК+ создадут заметный эффект в энергосистеме, учитывая, что на сектор добычи и транспортировки нефти приходится около 11%. Общий спад энергопотребления в России от сделки ОПЕК+ в 2020 году может составить до 1% (около 5 млрд кВт*ч)”, – сказал он.
Впрочем, Мельников отметил, что ограничения, введенные в России из-за коронавируса, и начало реализации сделки ОПЕК + дадут лишь временный негативный эффект на объемы электропотребления в стране. Большее влияние на энергетику окажет спад российской экономики, вызванный снижением цен и спроса на российские экспортные товары: нефть, газ и уголь. В результате энергопотребление в России продолжит снижаться и после окончания борьбы с коронавирусом.
“Несравнимо большее воздействие окажет экономический спад, вызванный кризисом – и здесь электропотребление может снижаться несколько месяцев или даже лет, как это было в 1990-1998 годах или в 2009 году”, – полагает Мельников.
“Другие отрасли также будут переживать спад, связанный с глобальной остановкой экономики из-за пандемии, в некоторых из них эффект будет отложенным и проявится позднее”, – добавил Валерий Дзюбенко.
Читайте по теме. Как вырастет энергопотребление при самоизоляции?