Анализ воздействия COVID-19 на глобальную экономику и энерегорынки

Динамика глобальной экономики и энергорынков в 2020-2021 гг.

Глобальный ВВП в 2020 году в совокупности упал на 3,5%. При этом базовый сценарий IHS Markit предусматривает совокупный рост реального глобального ВВП в 2021 году на 5,8%, но темпы восстановления в разных странах будут заметно варьироваться – в частности, из-за неодинаковой доступности вакцин.

Новая коронавирусная инфекция (COVID-19), первые сообщения, о которой, появились в декабре 2019 года в китайской провинции Ухань, в 1-м квартале 2020 года распространилась по всему миру, нанеся мощный удар по мировой экономике. К концу 2-го квартала 2020 года более половины мировой экономики было остановлено, чтобы замедлить распространение вируса, после чего – начиная с третьего квартала – экономическая деятельность стала постепенно восстанавливаться.

Мировое потребление первичных энергоресурсов в прошлом году упало на 5,4% до 13,80 миллиардов тонн нефтяного эквивалента (млрд. т н.э.), заметно превысив темпы сокращения глобального ВВП[1].

Эта динамика заметно контрастирует с картиной предыдущего спада мировой экономики, произошедшего в 2009 году на фоне глобального финансового кризиса, когда ВВП и спрос на первичные энергоресурсы в мире упали почти одинаково – примерно на 1% (1,4% и 0,9% соответственно). Основной причиной более заметного разброса темпов спада мировой экономики и спроса на энергоресурсы в 2020 году стали ограничения на передвижение в связи с пандемией, которые, в частности, привели к резкому сокращению потребления моторного топлива (прежде всего, бензина и авиационного топлива), что – в более широком плане – существенно снизило совокупный спрос на нефть (жидкие углеводороды) (т.е., сырую нефть и газовый конденсат в их первичной форме). В 2020 году совокупный объем спроса на нефть (жидкие углеводороды) во всем мире упал на 10,8% до 4,12 млрд. т н.э., причем этот спад составил 63,2% от прошлогоднего общемирового сокращения потребления первичных энергоресурсов(при этом доля нефти в совокупном спросе(29,8%) все же оставалась больше, чем доля остальных видов топлива). Мировой объем производства жидких углеводородов в процентном отношении сократился несколько менее значительно, чем потребление – на 7,2% – с учетом значительного увеличения мировых товарных запасов (в хранилищах) в 2020 году. В то же время, спрос на природный газ, уголь, атомную энергию и современную биомассу снизился на 2,7%, 4,9%, 4,1% и 3,5%, соответственно. Единственными крупными первичными источниками энергии, спрос на которые в 2020 году вырос (на 1,5% и 9,9%, соответственно), стали гидроэлектроэнергия и ВИЭ. Потребление всех других первичных источников энергии в совокупности (помимо указанных выше) в 2020 году поднялось на 0,3%. [2]

Таким образом, совокупная доля ископаемых видов топлива (т.е. нефти, природного газа и угля) в структуре мирового спроса на энергоресурсы снизилась с 81,0% в 2019 году до 80,0% в 2020 году, а совокупная доля низкоуглеродных источников (атомной энергии, гидроэлектроэнергии и ВИЭ) выросла с 9,8% до 10,4% (при этом впервые в истории их доля в сумме превысила 10%) (см. Рисунок 1.1 «Годовые изменения мирового спроса на первичные энергоресурсы по видам топлива и ВВП (2000-2020 гг.)», и Таблицу 1.1 «Мировой спрос на первичные энергоресурсы по видам топлива (2019-2020 гг.)»).

[1]Мировое потребление первичных энергоресурсов определяется как прямой расход (илииспользование)произведенных энергоресурсов до того, как они подверглись каким-либо преобразованиям или конверсии (чтобы избежать двойного [дублирующего] учета в результате получения переработанныхпродуктов).
[2] Потребление нефти включает международное судовое/авиационное бункерное топливо, но не включает биотопливо, которое на первичном уровне не имеет отношения к нефти; уголь включает энергетический (паровичный) и коксующийся уголь; ВИЭ включают энергию солнца, ветра, приливов/волн/океана и геотермальную энергию; современная биомасса включает биотопливо, биогаз, биоотходы, древесную щепу и древесные топливные гранулы; к другим энергоресурсам относятся твердые отходы, традиционная биомасса (используемая в коммунально-бытовойсфере, включая древесный угольи древесину), тепло окружающей среды, а также чистый оборот электрической и тепловой энергии.

KAZENERGY

Продолжение следует …
Предыдущий: Обзор и прогноз мирового топливно-энергетического баланса и экономики Казахстана после пандемии COVID-19

Читайте по теме. Направления развития электроэнергетики Казахстана: Система накопления электрической энергии

Facebook Comments