В Республике Саха (Якутия) комитет ГД по энергетике провел выездной круглый стол на тему «Вопросы законодательного обеспечения развития распределенной энергетики в изолированных и труднодоступных территориях».
Электроэнергетика Республики Саха (Якутия) включает в себя зону централизованного и децентрализованного энергоснабжения. Централизованным электроснабжением охвачено 36% территории республики, где проживает 85% населения. Зона децентрализованного электроснабжения включает в себя обширную территорию республики с большим количеством автономных электростанций, которые снабжают отдельные поселки и горнодобывающие предприятия. Зона действия автономной энергетики охватывает площадь 2,2 млн. км2 (64%) с 15% проживающего в республике населения.
«Для сохранения устойчивости важнейших отраслей и обеспечения высокой степени независимости в создании технологий должна вестись работа на основе собственных компетенций. Именно поэтому, сейчас требуется поднять на принципиально новый уровень производственный, кадровый и научный потенциал нашей страны. В Якутии самая большая в России сеть децентрализованных энергосистем в изолированных и труднодоступных территориях. Из положительного опыта – 22 декабря 2020 года в поселке Тикси Булунского района Республики Саха (Якутия) введен в эксплуатацию уникальный ветродизельный комплекс, благодаря чему удалось снизить расход топлива на 500 тонн в год, плюс надежное электроснабжение 4,6 тысяч человек. «Зеленый энергопереход» в России наиболее выгоден и востребован для якутской генерации. А ускоренный переход на ВИЭ позволит серьезно сэкономить на дизтопливе и уменьшить зависимость труднодоступных районов от «северного завоза» – обратил внимание заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Сергей Морозов.
Депутат отметил, что современное технологические развитие ВИЭ, возможности, создаваемые этими технологиями, закон «О развитии возобновляемых источников энергии» – то, что требует разработки национального проекта развития ВИЭ со следующими эффектами:
Стабилизация стоимости электроэнергии на длительный период. Непосредственно для удаленных регионов, как например, Якутия, это будет способствовать замещению объемов использования топлива для выработки электроэнергии.
Развитие уникальных компетенций производственных сил.
Производство ветрогенераторов – это не только металлургия, это электроника, редкоземельные металлы, композитные материалы.
Развитие новых технологий. Например, сочетание водорода и ветра. Ветроводородные водородные системы локального энергоснабжения – перспективная идея. Сейчас популярно создание газовых хабов.
«Считаю, что водородную энергетику можно и нужно создавать по подобному принципу, – заявил Морозов. – Сахалин и Якутия отличные места для таких хабов».
Развитие кадрового потенциала страны и каждого региона, где будут внедрять ВИЭ-генерацию, и создание качественных рабочих мест. В труднодоступные регионы невыгодно направлять специалистов по монтажу и обслуживанию ветрогенераторов напрямую от производителя, это дорого. Сервисные и монтажные компании будут создаваться на местах, что создаст новые сектора для малого и среднего бизнеса. Одно рабочее место в ветроэнергетике дает два в смежных отраслях на период не менее полугода, а это зарплата на этих двоих по самым низким прикидкам 100-150 тыс. руб и отчисления/налоги с нее 40-60 тыс. руб.
«Важно, чтобы энергопереход обеспечивала российская промышленность. Нужен технологический суверенитет в производстве критических компонентов и материалов для ветро- и солнечных установок, так как речь идет об энергетической безопасности страны и ее перспективах на мировом энергетическом рынке» – отметил Морозов.
Facebook Comments