Торговля российскими «зелёными сертификатами» может дать дополнительный толчок отечественной индустрии возобновляемой энергетики.
Несмотря на то, что после февраля 2022 года российские компании стали меньше внимания уделять ESG–повестке в привычном понимании, спрос на экологичность в стране остаётся. Это подтверждает заработавшая с 1 февраля в России национальная система «зелёных сертификатов», которые удостоверяют право их владельца заявлять об использовании им энергии, произведённой на низкоуглеродном источнике, пишет Деловой Петербург.
Что такое «зелёные сертификаты»
Работа российской системы учёта низкоуглеродной энергии стала возможна после внесённых в 2023 году поправок в федеральный закон «Об электроэнергетике», которые вводят два важнейших инструмента — атрибуты генерации и непосредственно «зелёные сертификаты».
Такой интуитивно неочевидный механизм решает непростую задачу. Энергия как с «чистых» солнечных и ветряных электростанций, так и с «грязных» угольных ТЭЦ попадает в одну и ту же сеть, и внутри неё всё электричество с физической точки зрения одинаково. Как в таких условиях предприятию, претендующему на экологичность своей деятельности, подтвердить свою «зелёность»?
Потенциал рынка
По прошествии первого месяца функционирования системы в ней участвуют 16 производителей энергии и 11 гарантирующих поставщиков, рассказали «ДП» в «Совете рынка». Генераторы зарегистрировали 104 объекта суммарной мощностью более 2,8 ГВт, сейчас в процессе квалификации находятся ещё 15 станций. Среди участников программы — ПАО «Форвард Энерго», «Хевел», ПАО «ЭЛ5 Энерго» и другие крупные игроки.
«В долгосрочной перспективе российский рынок может предъявлять спрос на низкоуглеродную возобновляемую энергию в объёме до 200 млрд кВт•ч в год. А всего наша электроэнергетика ежегодно производит около 400 млрд кВт•ч низкоуглеродной и возобновляемой электроэнергии», — делятся в «Совете рынка».
Какие бывают системы учёта «зелёной» энергии
Единая система сертификации используется в Канаде и США, в большинстве стран Европы принят стандарт Guarantees of Origin. Крупнейшей системой по числу участников является I–REC, которая работает в Мексике, Бразилии, Чили, Казахстане и других странах по всему миру. Раньше протокол I–REC использовался и в России, но в 2022 году оператор системы прекратил работу в стране.
Российское законодательство предусматривает возможность передачи сертификатов происхождения для их учёта в международных или национальных иностранных системах, отмечают в «Совете рынка». Но такое трансграничное сотрудничество предполагает множество обсуждений и необходимость заключения специальных соглашений. Рабочие группы с целью выработки единого подхода к отрасли ВИЭ созданы в рамках всех международных организаций с участием дружественных стран. В частности, рабочими группами по финансовым услугам и по энергетике и «зелёной» экономике при российской части Делового совета БРИКС также прорабатывается совместная система подтверждения происхождения энергии.
«Сейчас крайне важно гармонизировать деятельность всех отдельных союзов и организаций, чтобы обеспечить признание российской системы сертификации всеми дружественными странами», — говорят в «Совете рынка».
Принесут ли пользу «зелёные сертификаты»
Крупный бизнес даже ещё до запуска национальной системы оборота «зелёных сертификатов» уже проявлял заинтересованность в ней, рассказывает старший аналитик Ассоциации развития возобновляемой энергетики Лилия Бабичева. По её словам, собственная система сертификации является не только необходимым инструментом для формирования экологически ответственного поведения бизнеса.
«Это и дополнительный стимул для развития возобновляемой энергетики. Выручка от продажи атрибутов генерации или сертификатов происхождения электрической энергии может дать дополнительный стимул инвесторам в проекты ВИЭ–генерации», — полагает эксперт.
Торговля «зелёными сертификатами» вполне способна обеспечить компаниям не только имиджевые преимущества, но и ощутимую экономическую выгоду, подтверждает директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков, приводя в пример Европейский союз, где продажа сертификатов стала важным инструментом финансирования инициатив в области ВИЭ. Мировой лидер в сфере ветрогенерации испанская корпорация Iberdrola и крупнейшая энергетическая компания Дании Orsted используют выручку от продажи подтверждающих документов для масштабирования своих ВИЭ–проектов. Подобного можно ожидать и в России.
В целом Ярослав Кабаков не сомневается в потенциале и значимости российской системы учёта низкоуглеродной энергии и для экономического, и для экологического развития.
«Её введение открывает новые возможности для компаний по привлечению инвестиций и реализации устойчивых проектов в области ВИЭ, одновременно способствуя укреплению положительного имиджа на международном уровне. В будущем успешная интеграция и признание российских стандартов среди стран Азии и глобального Юга может значительно усилить позиции России как одного из лидеров в области “зелёной” энергетики, обходя потенциальные барьеры, связанные с отсутствием признания со стороны европейских и американских регуляторов», — заключает аналитик.
Первая сделка по продаже «зеленых» энергетических сертификатов прошла в Казахстане