Ветрогенераторы в Беларуси: от модного тренда к экономическим вызовам

ветроэнергетика

Из ветра или на ветер?

В начале нулевых они в Беларуси были в диковинку, даже какой-то достопримечательностью тех населенных пунктов, рядом с которыми располагались. А сегодня, когда их можно встретить практически во всех регионах страны и общее их количество перевалило за сотню, они стали заурядностью. Рутина…

О чем это мы? Да о ветрогенераторах.

Давай ставь!

Несмотря на то, что первые две ветроустановки в Беларуси работали едва ли не с самого начала нынешнего тысячелетия, по-настоящему серьезно тема возобновляемой энергетики прозвучала в стране лишь в 2007 году, после появления директивы № 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства». В документе шла речь о максимально возможном вовлечении в топливный баланс страны собственных возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

До потребителей идеи директивы доносили СМИ. В том смысле, что возобновляемая энергетика — это экономия энергоресурсов; это внешние инвестиции; это демонополизация энергетического рынка и возможность не зависеть от одного поставщика электроэнергии; это неограниченный ресурс ветра… Ну и конечно «зеленая» энергетика — это модно и престижно.

Ветрогенераторы в Беларуси: от модного тренда к экономическим вызовам

Были и экономические «пряники». Энергетики от лица государства были готовы покупать у частников «зеленую» электроэнергию, выработанную из ветра (солнца, воды, биогаза и пр.) по привлекательной цене, которая, как правило, превышала тарифы самих энергетиков. К примеру, электроэнергию от ветрогенераторов — с коэффициентом 1,3, от солнечных панелей — с коэффициентом 3,0 и т.д. Стимулы, как видим, были очень привлекательны.

Зашевелились даже ученые. Энергично выявили (в соответствии с программой развития местных и возобновляемых источников на 2011—2015 годы) на территории страны более 1800 площадок для ветроустановок с общим энергетическим потенциалом порядка 1600 МВт. Правда, с оговоркой тщательного технико-экономического обоснования строительства ветряков в каждом отдельном случае. Перестраховались, так сказать…

С того времени (2015) ветрогенераторы стали расти в стране пусть и не совсем как грибы после дождя, но энергично. И даже весьма. Особенно преуспели в этом деле Могилевская и Гродненская области (здесь больше всего ветрогенераторов), где были наиболее благоприятные розы ветров.

Тогда-то поддался ВИЭ-искусителю и руководитель ООО «Энветр» («Энергия Ветра», Гродненская область) Виктор Тутин.

Один только ветрогенератор в Лезневичах способен выдать миллион КВт/ч в месяц, правда, в идеальных условиях

Именно в 2015 году «Энветр» неподалеку от д. Яновичи (Новогрудский район) установил два ветрогенератора мощностью по 1,75 МВт.

Кстати, мощность ветряков позволяет определить как саму их стоимость, так и сумму инвестиций, необходимую для запуска ветрогенераторов в работу. Причем, достаточно точно за счет того, что порядок цифр там очень простой.

По всему миру средняя цена промышленных ветрогенераторов определяется из расчета на каждый 1 МВт мощности энергоустановки — приблизительно 1 млн долларов.

Далее у нас — транспортировка, монтаж, пуско-наладочные работы и прочие мероприятия, которые обходятся обычно в суммы, равные стоимости оборудования. Так что цена проекта в Яновичах (с учетом всяких форс-мажоров) для «Энветра» должна была составлять 3,5 — 4 млн долларов.

Столь подробно мы расписываем стоимость ветрогенераторов потому, чтобы тебе, читатель, было понятно, как дважды два: не у всякого внутреннего инвестора имеются в кармане такие деньги. Требуются банковские кредиты с драконовскими процентами. Так что привлечение внешних инвесторов для белорусских «зеленых энергетиков» — мера, скорее, вынужденная. В общем, «Энветр» начал работать с ВЭУ в содружестве с поляками, взявшими на себя в том числе и обслуживание ветрогенераторов.

И все было не просто хорошо, а замечательно! Настолько, что в 2017 году Виктор Станиславович решился еще на одну ветроустановку, которая появилась неподалеку от д. Большие Лезневичи. На тот момент она стала в Беларуси рекордсменом. В восторженных тонах о ней тогда кто только не писал!

Новая ветроэнергетическая установка мощностью 3,3 МВт/час оказалась на тот момент самой высокой в стране; высота башни — 117 м, верхняя точка лопастей — 176 м, их размах — 112 м, вся конструкция весит 500 т. Спустя два года (в 2019-м) рекорд «Эневетра» был побит …

Куда ставишь?!

Но впереди к этому времени замаячила БелАЭС и ветро-перспективы стали стремительно обволакиваться туманом.

— На старте собственной ветрогенерации, — говорит Виктор Тутин, — мы отдавали электроэнергию в сеть энергетиков с коэффициентом 1,3, к моменту начала эксплуатации ветрогенератора в Лезневичах коэффициент опустился до 0,7, а сегодня он равен 0,45. При этом у нас есть понимание, что высокие коэффициенты за выработку т.н. «зеленой энергетики» для государства обременительны. Дело ведь не столько в количестве ветрогенераторов, сколько в количестве генерируемой ими электроэнергии. С десяток миллионов кВт/ч можно купить задорого. А когда киловатт-часов больше миллиарда — уже накладно. Особенно с учетом того, что и свою электроэнергию энергетикам требуется куда-то сбыть. И кредит за АЭС надо отдавать. При этом мы не можем заниматься более-менее нормальным планированием. У нас нет никакого производства, и всю полученную электроэнергию мы отдаем в сеть, у нас возникли вопросы по расчетам за последнюю ветроустановку; когда-то они рассчитывались исходя из одного коэффициента, а сегодня коэффициенты другие. И не факт, что через какое-то время будут снижены еще больше.

Кроме того, каждый месяц мы получаем от энергетиков письма об объемах, которые те готовы купить у нас в следующем месяце. Энергобаланс страны, безусловно, нуждается в регулировании, но выполнить некоторые требования проблематично. Как поставщику «зеленой» генерации угадать, сколько электрической энергии даст завтра его электроустановка? Как предсказать силу ветра через час, через 5 минут, тем более завтра? Ветрогенератор может дать шикарный объем электроэнергии, но может наступить и штиль. Ветряки вроде будут, крутиться, но генерации никакой не будет. Потому что она начинается лишь при ветре в 3 м/сек. Например, в 9 часов утра генерация была 1,9 тыс. КВт/час, а в полдень, — едва 200 …

А если энергетики вообще откажутся от такой электроэнергии? Среди чиновников пошли речи о том, что производить экономически неконкурентоспособную электроэнергию (на фоне АЭС) только для того, чтобы быть в тренде, — не лучший подход. Но десять лет назад говорилось обратное. Может, стоит для ветряков хотя бы временные рамки обозначить… Их эксплуатационный срок составляет обычно 25 лет (можно и больше, но экономически нецелесообразно). И в течение этого срока правила игры на правовом поле должны оставаться неизменными. Поставили ветряк при существующем коэффициенте 0,7 — и 25 лет он должен быть для данной установки неизменным.

В 2010-х государство стимулировало развитие «зеленых» электростанций с помощью повышающих коэффициентов. Лишь благодаря им строительство ветряков и солнечных станций было для частников (и не только, очень много ветряков эксплуатируют госпредприятия) выгодным. Но в 2022 году эти преференции отменили. В новых условиях производство зеленой энергии и поставка ее в общую энергосеть еще дает какую-то маржу, но она практически в полном объеме уходит на обслуживание оборудования. Ветряки тоже ломаются — что немецкие, что датские, что китайские. По итогу: развитие ВИЭ в стране стало непривлекательным для бизнеса. Тем более, что электричество на склад до лучших времен не свезешь. В таких условиях нам скоро останется лишь сложить лопасти (ветроустановки).

Одним из решений могло бы стать какое-нибудь производство вблизи с ветряком, куда можно было бы направить произведенную электроэнергию. Но есть ряд негативных факторов. К примеру, нестабильность энергии ветра, из-за чего невозможно стабильное производство электроэнергии, необходимое для производства. Но, запитав производство электроэнергией энергетиков, ветрогенераторы попадают в «засаду» правового регулирования. Взаимозачеты уже идут не в киловаттах, а в рублях. Идеальным решением вопроса могли бы стать взаимозачеты с энергетиками в киловаттах, а не в рублях. Из-за разности тарифов (электроэнергия ветра для энергетиков будет в 2,25 раза дешевле, чем электроэнергия энергетиков для производителей) итоговый киловатт будет обходится почти в 60 копеек. При такой стоимости любое производство заведомо будет нерентабельным.

Главный энергетик «Эневетр» Юрий Шрейдер:

— «Зеленая» энергия в представлении обывателей идеализирована. Зачастую как раз «благодаря» СМИ, которые берут номинальную мощность ветрогенератора за основу и делают простой вывод: «энергии, полученной за один час работы ветроэнергетической установки, хватит, чтобы целый месяц обеспечивать электроэнергией 10 жилых квартир (да хоть целый город). Но такое возможно лишь при силе ветра 11-12 м/сек, да еще чтобы ветер был постоянным и неизменным круглосуточно. Но бывают дни, когда мы не отдаем электричество в сеть энергетиков, а сами берем его у них для поддержания систем ветрогенератора в рабочем состоянии. Почти вся прошлая неделя (9-15 сентября) была именно такой.

Минская правда

Facebook Comments