Стратегии диверсификации энергетических ресурсов

ВИЭ

Анализ подходов стран Юго-Восточной Азии к увеличению поставщиков энергоносителей

Во время 43-й Саммита Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в Джакарте с 5 по 7 сентября 2023 г. государства-члены представили совместное заявление АСЕАН для 28-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP 28). В заявлении подчеркивается приверженность выполнению региональных целей, изложенных в Плане действий АСЕАН по энергетическому сотрудничеству (APAEC). Эти цели на 2025 г. включают достижение доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общем объеме первичных энергетических ресурсов на уровне 23%, доли установленной мощности – 35%, – а также сокращение интенсивности потребления энергии на 32% по сравнению с уровнями 2005 г., приводит данные эксперт РСМД Артём Сафронов.

Амбициозные цели противостоят энергетическому прогнозу АСЕАН (8th ASEAN Energy Outlook), который был опубликован Центром энергетики АСЕАН 30 сентября 2024 г.. Согласно докладу, конечное потребление энергии в регионе, как ожидается, будет неуклонно увеличиваться: к 2050 г. потребление энергии в регионе должно достичь 1,107.9 млн тонн нефтяного эквивалента в базовом сценарии, что представляет собой примерно 2,6-кратное увеличение по сравнению с уровнями 2022 г. Нефть, согласно прогнозу, останется доминирующим источником энергии, составляя 40,5% от конечного потребления энергии. Продолжающаяся зависимость от неё в значительной степени объясняется доступностью и хорошо развитой инфраструктурой.

Энергетическая взаимосвязанность стран АСЕАН — один из способов разнообразить источники энергоресурсов для стран-членов. Энергетическое пространство ЮВА характеризуется неравномерным распределением энергетических ресурсов. Например, Лаос обладает значительными гидроэнергетическими возможностями, что позволяет ему занимать позицию крупного экспортера электроэнергии в регионе. Индонезия, в свою очередь, имеет потенциал для установки солнечных парков мощностью до 5 ГВт к 2030 г., согласно Плану развития электроэнергетики. Сингапур в связи с ограниченными природными ресурсами зависит от импорта низкоуглеродной энергии для декарбонизации. Таиланд, Филиппины и Вьетнам сталкиваются с истощением собственных газовых месторождений, что приводит к увеличению инвестиций в терминалы сжиженного природного газа (СПГ) из-за ожидаемого роста энергетических потребностей.

Страны АСЕАН делают шаги в сторону укрепления взаимосвязанности в области электроэнергии и газа, однако сталкиваются со множеством препятствий. Региональные проекты сетевой инфраструктуры, такие как Проект интеграции электроэнергии Лаос-Таиланд-Малайзия-Сингапур (LTMSPIP) и Проект соединения сети электроэнергии Борнео-Индонезия-Малайзия-Филиппины (BIMPPIP), демонстрируют собой усилия по повышению сотрудничества в области электроэнергии. Хотя был достигнут прогресс, финансовые ограничения остаются значительным препятствием. По оценкам Международного энергетического агентства, странам АСЕАН потребуется инвестиции, составляющие предварительно 21 млрд долл. ежегодно с 2026 по 2030 гг. Также на пути взаимосвязанности следующие сложности: устаревшее оборудование сетей, необходимость стандартизации сетевых кодов, потенциальные общественные противодействия и политические препятствия, такие как проведение единого политического курса несмотря на изменения в правительстве.

Правительства стран ЮВА также сталкиваются с разрывом между амбициями и реальностью. Удовлетворение растущего спроса потребует значительных инвестиций не только в зрелые ВИЭ, но и в новые, ещё не проверенные технологии, такие как малые модульные ядерные реакторы и технологии улавливания и хранения углерода. Внешние финансирование и техническая поддержка — один из способов избежать зависимость от угля в долгосрочной перспективе. Однако поиск финансирования и технической помощи у Китая может подорвать как национальные цели стран АСЕАН в области безопасности, так и цели Вашингтона в этой сфере.

СтранаДоля угля в энергетическом балансе, %Доля нефти в энергетическом балансе, %Доля природного газа в энергетическом балансе, %Доля возобновляемых источников энергии, %
Индонезия43311610
Филиппины4240513
Таиланд12808
Вьетнам472923

Таблица 1. Энергетический баланс стран по данным Энергетического института, 2023 г.

Данные 2023 г. свидетельствуют о существенной зависимости от ископаемых видов топлива, особенно от нефти и угля, в то время как доля возобновляемых источников остается скромной. С одной стороны, существенное увеличение использования нефти и природного газа, например, в Таиланде можно объяснить засухами, вызванными Эль-Ниньо — феномен, при котором экваториальная часть Тихого океана становится теплее обычного. Данное явление затронуло соседние Лаос и Вьетнам.

В настоящее время Таиланд в основном импортирует гидроэлектроэнергию из Лаоса, соблюдая существующее соглашение о покупке 10,500 МВт электроэнергии у этой страны. Из-за засухи гидроэлектростанции Лаоса вырабатывают меньше электроэнергии, что заставляет Таиланд использовать больше нефти и природного газа для решения проблем энергетической безопасности.

Несмотря на амбициозные климатические цели Вьетнама по достижению нулевого уровня выбросов к 2050 г. и стремление полагаться реже на уголь за счёт отказа от строительства новых угольных станций, его зависимость от этого источника энергии продолжит расти. Ожидается, что пик использования будет достигнут в 2035 г. Использование угля во Вьетнаме в 2024 г. значительно выше по сравнению с прошлым годом из-за сильной засухи в период 2023-2024 гг., что оказало значительное давление на производство гидроэлектрической энергии. Учитывая, что изменение климата приводит к повышению температур и уровня моря, неясно, станут ли засухи во Вьетнаме долгосрочной проблемой для его энергетического использования.

По словам Динь Куанг Трунг, заместителя генерального директора по угольной торговле государственной компании Vinacomin, ожидается, что Вьетнам импортирует примерно 66 млн тонн угля к концу этого года, что выше уровня в 47,8 млн тонн в 2023 г., при этом прогнозы указывают на пик в 86 млн тонн ежегодно к 2035 г. Филиппины также демонстрируют рост, сообщая о 7,6% увеличении импорта угля в первые восемь месяцев 2024 г. Несмотря на растущее потребление угля в ЮВА, это не обязательно коррелирует с увеличением мощности угольных электростанций. Вместо этого такие страны, как Малайзия и Индонезия, оптимизируют существующую инфраструктуру для удовлетворения растущих потребностей в электроэнергии. Зависимость от угля остается высокой из-за его доступности и низкого уровня интеграции возобновляемых источников энергии в этих странах.

Природный газ выступает низкоуглеродной альтернативой углю: он рассматривается как «топливо-мост» для осуществления энергетического перехода. Однако в АСЕАН общий объем добычи газа продолжает снижаться: согласно докладу «ASEAN Oil and Gas Updates 2023», в 2022 г. общая добыча газа была на 6,1 % меньше, чем в 2021 г. По прогнозу, уже в 2025 г. совокупный региональный импорт природного газа превысит его экспорт, в результате чего регион станет нетто-импортером природного газа. Создание общего газового рынка (Common Gas Market) может обеспечить безопасность поставок природного газа. Но, например, существующий Меморандум о взаимопонимании по проекту трансграничного газопровода АСЕАН, не содержит конкретных положений о сотрудничестве между несколькими странами, а также истёк в мае 2024 г.

В июне 2024 г. во время своего визита во Вьетнам В.В. Путин подчеркнул приверженность России быть надежным партнером для Вьетнама, особенно в контексте поставок энергии, включая проекты по СПГ. Он отметил долгосрочное сотрудничество между Россией и Вьетнамом в энергетическом секторе: российская государственная нефтяная компания «Зарубежнефть» приобрела инвестиционную лицензию на разработку морского углеводородного блока 11-2, а крупнейший российский производитель СПГ «Новатэк» и PetroVietnam подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве. На Восточном экономическом форуме 2024 г. Министр Мьянмы Тет Тет Кхайн заявила:

«Россия обладает обширными энергетическими ресурсами, и они нужны для того, чтобы удовлетворить постоянно растущий спрос в регионе стран АСЕАН».

Учитывая планы по наращиванию производства СПГ до более чем 100 млн тонн к 2035 г., Россия способна удовлетворить растущий спрос стран ЮВА. Однако существует ряд препятсвий для экспорта российского топлива: дефицит специализированного флота газовозов, вызванные санкциями проблемы с взаиморасчетами и отсутствие собственного маркерного сорта газа. Российская сторона ведёт активную работу для диверсификации собственного экспорта.

В сентябре 2023 г. председатель Делового совета «Россия – АСЕАН» Иван Поляков на Деловом инвестиционном саммите АСЕАН предположил, что российские энергокомпании могут получить доступ к энергетическому рынку стран АСЕАН, стоимость которого оценивается в 170 млрд. долл. в год. В октябре 2022 г. он также указывал на критическую важность поиска решений и инструментов для проведения предметной работы в рамках энергетической и экологической повесток Россией и странами ЮВА. Большое внимание было уделено переходу к более чистым источникам энергии — природному газу, экспорт которого стал первостепенной задачей после подрыва газопроводов «Северный поток».

Для России одним из способов реализации потенциала международного сотрудничества в сфере энергетики является международный форум «Российская энергетическая неделя» (РЭН), который проводится регулярно с 2017 г. Частыми участниками из ЮВА являются представители Вьетнама и Мьянмы. В октябре 2021 г. премьер-министр Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) Фам Минь Тинь принял участие в сессии «Будущее традиционной энергетики: готов ли мир отказаться от углеводородов?». В декабре этого же года президент СРВ Нгуен Суан Фук в ходе визита в Россию подписал совместное заявление о стратегическом партнерстве между Россией и Вьетнамом до 2030 г. В ходе РЭН 2022 г. министр энергетики России и исполнительный директор Центра энергетики АСЕАН Нуки Агуя Утама приняли участие в подписании письма о сотрудничестве между Российским энергетическим агентством и Центром по энергетике АСЕАН. Вьетнамскую сторону на форуме представлял генеральный директор Vietnam Power Group Динь Нян Чан. РЭН 2023 г. отличился подписанием Меморандума о взаимопонимании в области оценки и развития ядерной инфраструктуры Республики Союз Мьянма между ГК «Росатом» и Министерством науки и технологий Мьянмы. Государство представляли министр электроэнергетики Мьянмы Ньян Тун, министр энергетики Мьянмы Ко Ко Лвин, министр науки и технологий Мьянмы Мьо Тейн Чжо. Также на форуме министр энергетики России Николай Шульгинов и Министр промышленности и торговли Вьетнама Нгуен Хонг Зиен обсудили сотрудничество в сферах совместной добычи углеводородов и развитии возобновляемой энергетики.

Подписание совместных заявлений и меморандумов, таких как соглашение о стратегическом партнерстве между Россией и Вьетнамом до 2030 г., а также сотрудничество в области ядерной инфраструктуры с Мьянмой, свидетельствует о нарастающем интересе к реализации долгосрочных энергетических проектов. Россия, занимающая лидирующую позицию в мире по количеству проектов строительства АЭС за границей (ГК «Росатом»), является надёжным партнёром. Помимо возведения АЭС, Россия активно экспортирует ядерное топливо, на долю которого приходится 16% мирового рынка, а также предлагает услуги по обогащению природного урана. Госкорпорация занимается геологоразведкой и добычей урана за пределами страны, а также создает исследовательские ядерные центры в различных странах. По данным Росатома, общая стоимость зарубежных заказов в 2023 г. составила около $200 млрд.

В июне 2024 г. на Петербургском международном экономическом форуме Россия и Мьянма завершили согласование межправительственного соглашения о строительстве атомной станции малой мощности (АСММ) в Мьянме. Проект АСММ с мощностью не менее 110 МВт будет реализован государственной ГК «Росатом». Это строительство необходимо Мьянме для увеличения генерации электроэнергии на фоне снижения добычи природного газа и старения существующих гидроэлектростанций. В условиях политической нестабильности и ухода крупных нефтегазовых компаний из страны, проект АСММ представляет собой важный шаг к обеспечению энергетической безопасности Мьянмы.

В январе 2024 г. посол Таиланда в ЮВА Сасиват Вонгсинсават заявил:

«Есть множество потенциальных сфер, где мы могли бы работать вместе, развивать их. Например, энергетика, СПГ, уголь».

Однако характер развития отношений требует более детального рассмотрения. Так, в 2017 г. были подписаны контракт на строительство в Таиланде циклотронно-радиохимического комплекса на основе технологий Росатома и меморандум о взаимопонимании, чтобы создать условия для дальнейшего развития двустороннего сотрудничества в сфере ядерной науки. В 2020 г. успешно завершены приемочные испытания циклотронного комплекса.

Однако работа по созданию атомной промышленности в Таиланде по-прежнему остаётся предметом обсуждения: на Восточном экономическом форуме 2024 г. глава ГК «Росатом» сообщил о том, что ведутся обсуждения с Индонезией, Филиппинами и Мьянмой проектов по мирному атому, в которых основной интерес — ядерные реакторы малой мощности. В 2023 г. Индонезия также заявила о готовности начать сотрудничество с Россией в области атомной энергетики, ориентируясь на установку плавучих атомных электростанций (ПАЭС). Специальный советник министра энергетики Индонезии Эго Сиахриал заявил, что это станет первым шагом к более масштабному проекту по созданию полноценной АЭС в стране. Россия адаптирует технологии к местным условиям и потребностям, предлагая, например, малые модульные реакторы и ПАЭС, что, возможно, позволит ей сыграть ключевую роль в создании атомной промышленности региона.

Facebook Comments