Погружаемся с Roman Buzko в экономику ИИ. Для обучения нейронок нужны три ключевых ресурса:
- Данные;
- Алгоритмы;
- Вычислительные мощности (дата-центры).
Сбором данных и разработкой алгоритмов занимаются такие компании, как OpenAI, Meta, Anthropic и т.д. Но это всё романтики.
Вся «мясорубка» творится в дата-центрах. Там серверные стойки, начинённые чипами, как дементоры пожирают свет (электричество).
С чипами всё понятно. Там лидирует Nvidia, а в основе лежит технология литографии (Extreme Ultraviolet или EUV), где у голландской ASML фактическая монополия.
А что там с электричеством?
Ранее я вас спросил, какой источник энергии будет обеспечивать ИИ будущего. На первое место вы поставили атомную электроэнергетику. На второе — всё, что называется ВИЭ (возобновляемые источники энергии), куда входят гидроэлектростанции, солнце, ветер, геотермальная энергия и битопливо.
Но прежде, чем мы решим, чем будут питаться дата-центры будущего, я хочу сделать небольшое лирическое отступление.
Я никогда не думал, что тема электроэнергии меня хоть как-то может заинтересовать.
Раньше я, как и многие, измерял электричество в рублях по квитанции. Вольты и амперы меня волновали примерно так же, как погода в Монголии.
А с проводкой я разобрался только в этом году, когда пришлось вешать люстру. Оказалось, что из стены может торчать не только гвоздь, но и смерть.
Нас таких дилетантов большинство. И дело не в том, что электричество невидимо для человеческого глаза. А в том, что мы как общество приложили огромное количество усилий, чтобы сделать эту фундаментальную технологию максимально комфортной и незаметной для человека.
Электричество — как кислород. Все знают, что оно есть, но никто не спрашивает: «Как у тебя с электричеством? Не шалят амперы?». Говорить про него начинают только когда свет отрубили, и ты сидишь, как персонаж Достоевского, при свече.
Но сегодня невозможно представить нашу жизнь без электричества. А между тем вся эта идиллия появилась всего ~150 лет назад.
В 1882-м Томас Эдисон запустил в Нью-Йорке первую коммерческую электростанцию на угле. Котлы, пар, динамо-машины, подземные кабели — и всё это ради того, чтобы осветить участок радиусом 1,5 км.
С тех пор мы научились использовать разные виды топлива и отправлять электричество далеко от места его генерации.
На графике вы можете увидеть, как примерно с середины 19 века начинается рост потребления электричества и какие энергоресурсы для этого использовались.
Потребление электричества будет расти и дальше — и, скорее всего, более интенсивными темпами.
Но уголь, газ и нефть не смогут обеспечить этот рост. Во-первых, эти ресурсы рано или поздно закончатся. Это не наступит завтра, но лет через 100 точно. Во-вторых, есть вопросики к их влиянию на экологию.
А значит нужны другие источники электроэнергии.
Дамбы (ГЭС) ставить на каждый изгиб реки нельзя. Геотермальные электростанции (ГеоТЭС), питающиеся от тепла ядра Земли, — уж очень хлопотно бурить. Ветряками сыт не будешь.
Остаются атом и солнце, которые собственно и являются самыми перспективными источниками энергии.
Атомная электроэнергетика появилась совсем недавно. Первая промышленная АЭС была запущена в России в 1954 г. в Обнинске. В основе лежит физическая реакция ядерного распада, а главное топливо — уран.
Но есть и другая технология, которая питает само Солнце и которую учёные давно уже пытаются воссоздать на Земле. И, кажется, что вот-вот у них это получится.
Солнечная электроэнергетика ещё моложе. Первые солнечные панели стали применяться в космосе на спутниках в 1970-80-е. А первая крупная солнечная электростанция (СЭС) была построена в Калифорнии в 1982 г.
Энергию Солнца можно добывать на Земле с помощью солнечных панелей. Но эффективней это делать чуть ближе к солнцу, например, на орбите Земли. Там хотя бы нет облаков и смены времён суток, что уже большое подспорье. А как потом спускать на Землю добытую на орбите энергию Солнца? Не по проводам же? Верно: стримить!

