Рынка электромобилей в даже отдаленном понимании в казахстанских условиях сегодня пока нет, сказал председатель совета директоров ОЮЛ «Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алферов.
— Олег Николаевич, накануне Нового года глава АллюрГрупп Андрей Лаврентьев сообщил, что электромобили «Джак» костанайской сборки будут стоить 6 млн тенге ($18,4 тыс.). В январе замдиректора по техническому развитию «СарыаркаАвтоПром» Сергей Могилатов назвал цену уже от 7,5 млн тенге, что около $23 000. При этом на китайском рынке, родине электромобилей «Джак», кроссоверы этой марки на электрической тяге предлагаются по цене от $32 000, это без учета субсидии, что в целом, почти вдвое дороже первоначально названных 6 млн тенге. Сможет ли китайский партнер «Сарыаркаавтопрома» предложить более доступную цену, нежели той, что складывается сегодня на китайском рынке?
— Доступная же цена на автомобили на электрической тяге на рынке Китая, как и на других рынках, где в значимых объемах присутствуют «зеленые автомобили», обеспечена благодаря государственным субсидиям. В случае легковых автомобилей на рынке Китая в отношении автомобилей малого класса субсидия приближается к 13-14 тысячам в долларовом эквиваленте. Таким образом, государство обеспечивает почти половину стоимости приобретаемого электромобиля, тем самым, радикально облегчая финансовую нагрузку на конечного покупателя. В Казахстане, как и в большинстве других государств, как и на других рынках, за редким исключением, не предусмотрены государственные субсидии на приобретение автомобиля на электрической тяге – этот вопрос лишь обсуждается, причем гораздо в более скромных объемах, чем в масштабах китайского рынка.
— И, все-таки, у казахстанских потребителей теплится надежда на удешевление цен на электромобили. Что вы скажете на это?
— Сегодня гипотетически обсуждается вопрос субсидирования в размере 5 тыс. долларов на единицу приобретаемой продукции. Но даже если гипотетически такие субсидии будут внедрены в казахстанском сегменте, то, все-равно, не удастся достичь той цены, что сегодня предлагается китайскому потребителю на китайском рынке.
— На сколько расширился рынок электромобилей в Казахстане?
— По итогам первых трех месяцев текущего года, на территории Казахстана было реализовано всего 5 полностью электрических автомобиля, три из них составили автомобили бренда TESLA. Рынка электромобилей в даже отдаленном понимании в казахстанских условиях сегодня нет. Речь идет о микроскопическом сегменте казахстанского рынка премиальных автомобилей. Не более того. О рынке же электромобилей в казахстанских условиях говорить не приходится.