В конце прошлого месяца верхняя палата парламента Польши сняла искусственные ограничения для инвестиций в ВИЭ, которые действовали в стране с 2016 года. Теперь принят новый закон в поддержку чистой энергетики, призванный вернуть страну к целям, поставленным несколько лет назад: обеспечить 15% энергопотребления страны за счет возобновляемых источников.
Из-за прихода к власти консервативной партии «Закон и справедливость» в 2015 году, которая выиграла благодаря своим обещаниям поддержать угольную промышленность, все программы по строительству ветровых электростанций пришлось свернуть. И это при том, что в те годы Польша была одним из крупнейших рынков ветровой энергетики.
Все инвестиции в отрасль прекратились, когда в 2016 году правительство в четыре раза увеличило налоги на турбины.
Кроме того, под запрет попала установка ветровых электростанций ближе, чем в двух километрах от зданий или лесов. И, конечно, методы проверок и всевозможных инспекций надзорных органов стали просто драконовскими.
Это привело к тому, что в октябре 2017 года американская компания Invenergy, установившая 5% всех ветровых электростанций в Польше на сумму свыше $600 млн, подала в суд на польское правительство. Компания обвинила государство в действиях, «равносильных экспроприации», и потребовала $700 млн в качестве возмещения ущерба.
Нынешние изменения в польском законодательстве вызваны, во многом, резкой критикой со стороны других европейских государств, большинство из которых почти достигло своих целей по возобновляемой энергетике на 2020 год. Однако, нельзя исключать и желание Польши не зависеть от поставок российского газа.
Польша закупает газ у России со времен окончания Второй мировой войны, и в прошлом году он составил 63% всех энергетических поставок. В феврале министр энергетики Петр Наимский заявил, что с 2020 года страна не будет продлевать контракт с «Газпромом» и перейдет на поставки газа из Норвегии, под предлогом обеспечения «национальной безопасности». Новый газопровод обещают ввести в эксплуатацию в 2022 году.
Угольная политика Польши – балансирующая система, которая должна учитывать массу факторов одновременно. А также тот факт, что страна получает значительные субсидии от ЕС, включая 27,4 млрд евро на Программу по улучшению инфраструктуры и окружающей среды, которая сконцентрирована на снижении влияния промышленности на экологию. Получение этих средства может оказаться под угрозой, если Польша не будет поспевать выполнять свои обязательства по переходу на «зеленые» источники генерации и снижению объемов выбросов, принятых в ЕС.
В тоже время, отмена искусственных ограничений в области возобновляемой энергетики должна вновь сделать Польшу привлекательной для инвесторов.
Так, в прошлом месяце Sun Investment Group заявила о своем желании установить в стране солнечные электростанции суммарной мощностью 250 МВт, разом заняв 15% от общего рынка солнечной энергетики Польши.
Проекты обойдутся в $47 млн, и на их строительство уже были проведены тендеры и заключены контракты сроком до 15 лет. Реализовывать их будут компании E-Energija и I+D Energias.
Польский рынок возобновляемой энергетики ожидает существенный рост в ближайшие годы, особенно это касается наземных ветровых электростанций. Но на то, чтобы полностью избавиться от угольной зависимости, у страны уйдут десятилетия. По данным International Energy Agency, на угольные электростанции пришлось 80% от общей генерации электричества (116 ТВт*ч) за 2016 год. Возобновляемые источники составили всего 14%, при средних по Европе 30%.
Сегодня Польша является десятым в мире крупнейшим потребителем угля, а в Европе она уступает по этому показателю только Германии. И такая ситуация сохранится минимум до 2030 года.
Несмотря на оптимистичные прогнозы, большинство тендеров на строительство солнечных электростанций предполагают установку лишь 1 МВт мощности.
Пока Польша только готовится к отказу от угля, энергетическая отрасль Европы переживает «сейсмический» сдвиг: возобновляемые источники энергии, в частности, солнца и ветра, начинают играть все более важную роль на рынке. Самый серьезный удар углю нанесла Великобритания, когда решила закрыть все угольные электростанции к 2025 году, а недавно страна смогла обходиться без угля в течение 76 часов подряд. Правительство Нидерландов также объявило, что закроет последнюю угольную ТЭС в 2030, а две старейших электростанции — Hemweg и Amer — должны прекратить работу уже к 2024 году. Финляндия уже к 2029 году хочет вывести из эксплуатации все угольные ТЭС. В Берлине начала работать комиссия по отказу от угольной энергетики.